Труд
12 апреля 2010, 13:01
Пилоты российского борта № 1 получают меньше коллег из частных авиакомпаний
VIP-летчики работают под постоянным давлением начальства, не могут подрабатывать, но получить место за штурвалом самолета президента все равно стремятся многие
В большинстве стран президентский самолет - борт № 1 - принадлежит не частному авиаперевозчику, а госавиации и должен обслуживаться военными летчиками. В России же с главой государства летают пилоты спецотряда, который подчиняется Управлению делами президента.
"Дело в том, что у военных летчиков зарплата намного меньше и нет возможности приработка. Поэтому руководство справедливо опасается, что, если сегодняшних гражданских спецпилотов одеть в военную форму и посадить на зарплату военного, они все разбегутся", - объясняет ситуацию летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик России Александр Акименков.
К слову, пилоты спецотряда и сейчас не могут похвастать высокими заработками: они получают намного меньше, чем летчики крупных коммерческих авиакомпаний.
Правда, за налетанные часы надбавка у них выше, чем у коммерческих пилотов, однако полет с президентом случается не каждый рабочий день, так что месячные доходы летчиков спецотряда высокие, но ниже, чем у первых пилотов частных авиаперевозчиков.
Платят мало, требуют много
Выгоды от работы на борту № 1 резко упали в последние годы, и не только из-за низкого уровня зарплат.
"Что может привлекать пилотов в работе в спецотряде? Зарплата и социальный статус не о-го-го, дисциплина суровая. Близость президента добавляет только дополнительную напряженность, а никак не ощущение избранности", - рассуждает Александр Акименков.
И действительно, как показывает практика, если на борту самолета находятся первые лица государства, в случае аварии или катастрофы на членов экипажа вешают всех собак.
По словам опытных пилотов, вылет с VIP-пассажирами для экипажа существенно отличается от рутинных полетов с обычными людьми. В таких случаях нередко безопасность полета отходит на второй план перед стремлением доставить важную персону в заданный пункт во что бы то ни стало.
"Мне кажется, можно говорить о таком феномене, как летная невменяемость экипажа, который действует даже в угрозу самому себе, не отдавая себе в этом отчета или подавляя чувство осторожности", - рассуждает заслуженный штурман, эксперт по безопасности полетов Валентин Дудин.
Президент в самолете не хозяин
"Перевозки первых лиц в области соблюдения авиационных законов не отличаются от перевозки обычных лиц", - поясняет президент Союза летного состава России Мирослав Бойчук.
Это означает, что формально командир экипажа во время полета все решения должен принимать самостоятельно, в том числе и при возникновении форс-мажорных ситуаций. Просьбы, а тем более указания от пассажира, даже если он президент, не должны поступать вообще.
Исключение составляют случаи, когда спецсамолет выполняет функции воздушного командного пункта в условиях войны. Тогда командир экипажа обязан выполнять указания Верховного главнокомандующего. Во всех остальных случаях президент на борту № 1 - пассажир и поэтому не может и не должен вмешиваться в работу пилота и влиять на его решения.
Но на практике получается иначе. "Не исключено, что 10 апреля польский пилот так стремился попасть в Смоленск именно потому, что если бы сел в Минске, то получил бы по шапке", - предполагает Акименков.
Главы государств, особенно бывших стран СССР, а также Латинской Америки и Африки, не слишком церемонятся со своими пилотами.
Так, Борис Ельцин в конце 90-х требовал от пилотов приземлиться в лондонском аэропорту Хитроу при нулевой видимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей