О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выступление замгендиректора ОДК А.Иваха на выставке "Двигатели-2010"

В рамках салона "Двигатели-2010" был проведен Научно-технический конгресс по двигателестроению. На одном из его пленарных заседаний выступил генеральный конструктор ОДК А.Ивах

В рамках завершившегося Одиннадцатого Международного салона "Двигатели-2010" был проведен Научно-технический конгресс по двигателестроению. На одном из его пленарных заседаний с небольшим докладом выступил заместитель генерального директора, генеральный конструктор "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК) Александр Ивах.

Деятельность ОДК

А.Ивах коротко рассказал о деятельности ОДК. По его мнению, на сегодня государственная политика серьезно скорректирована в сторону развития отрасли. К настоящему времени в ОДК консолидированы активы 83% предприятий двигателестроения России. Причем консолидация предприятий подотрасли будет продолжаться, в частности, за счет вхождения в состав ОДК Московского машиностроительного производственного предприятия "Салют" (ММПП "Салют").

По сведениям замгендиректора ОДК, если в конце 2008 года объем продаж всех предприятий ОДК составлял 56 млрд рублей, то в 2010 году ожидается 82 млрд рублей. Если ранее предприятия, входящие в состав ОДК, продавали по 300-350 двигателей в год, то в 2009 году продано более 400 авиадвигателей гражданского и военного назначения. Эта цифра не включает в себя наземных ГТУ. "Наблюдается рост объемов, но он не устраивает ОДК, так как наша доля в мировом производстве двигателей составляет всего 3%", - отметил докладчик. В 2015 году ОДК планирует выйти на объем продаж порядка около 100 млрд рублей, в 2020 году - около 150 млрд рублей, в 2025 году - около 220 млрд рублей.

Задачей ОДК является закрепление в числе пяти крупнейших мировых производителей газотурбинной техники, создаваемой на базе технологий авиационного двигателестроения:
  • Удержание в долгосрочной перспективе не менее 70% российского рынка газотурбинной техники, создаваемой на базе авиационных технологий, в том числе для обеспечения потребностей ОАК, "Вертолетов России", "Газпрома", "Роснефти", Росатома, муниципальных образований, федеральных ведомств.
  • Ориентация продукции на глобальный рынок.
  • Кооперация с технологическими лидерами.
  • Доведение доли продукции ОДК, поставляемой на внешние рынки, в общем объеме продаж корпорации до 40% к 2020 г., в т.ч. за счет активной работы на рынках Индии, Китая, Ближнего Востока, стран СНГ.
"Мы полагаем, что нам… удастся закрепиться на внешнем рынке, который мы во-многом потеряли, темпы увеличения российской доли в мировом авиадвигателестроении будет повышены вдвое в ближайшее время. Также мы ставим задачу удержать долю не менее 70% внутреннего рынка двигателей в гражданской авиации", - сказал А.Ивах.

Одной из важных задач ОДК является оказание помощи входящим в корпорацию предприятиям и стабилизация ситуации на них. Стабилизировалась ситуация на "самарском кусте" предприятий авиационного двигателестроения, в частности на Самарском научно-техническом комплексе им. Кузнецова (СНТК им. Кузнецова) и ОАО "Моторостроитель". "Прежде всего, стабилизировалась финансовая составляющая - люди получают зарплату вовремя, есть загрузка и уже ощущается рост объемов. Ранее из года в год не выполнялись планы по ремонту двигателей, сейчас "самарский куст" выплняет те задачи, которые ставит перед ним министерство обороны. Сейчас рассматривается возможность возобновления производства авиадвигателя НК-32 (устанавлен на самолетах Ту-160 - "АвиаПорт"), так как последний выпуск этих двигателей был в 1993 году. Мы готовим реальную кооперацию по решению этой задачи", - подчеркнул А.Ивах.

Говоря о производственной составляющей деятельности ОДК, он также отметил, что трудно рассчитывать на выход на мировой уровень без специализации предприятий, которая ведет к повышению качества, надежности, к освоению новых технологий. Однако для создания и развития таких предприятий нужно масштабное производство - при выпуске 300 двигателей в год трудно рассчитывать на успешную работу таких относительно небольших и мобильных специализированных предприятий. "Поэтому наше направление - расширять объемы выпуска, и на этой базе создавать специализированные производства", - отметил он.

"К сожалению, у нас слабым звеном является послепродажное обслуживание (ППО). Здесь мы отстаем практически по всем направлениям. Для нас рынок ППО является стратегическим рынком, и надо очень много сделать, чтобы войти в него и удержаться", - считает генконструктор ОДК.

Продуктовый ряд ОДК

Далее выступающий остановился на некоторых основных вопросах состояния и развития модельного ряда. Его выступление сопровождалось показом слайдов.

Реализация приоритетных проектов по созданию и запуску в серийное производство перспективных авиационных двигателей:
  • двигателя SaM-146;
  • перспективного двигателя для гражданской авиации;
  • перспективного двигателя для боевой авиации;
  • семейства перспективных вертолетных двигателей.
Получение сертификата типа двигателя SaM-146 запланировано на II квартал 2010 года.

Производственная программа:
  • 2010 год - выпуск 12 двигателей,
  • 2011 год - выпуск 30 двигателей,
  • в 2012 - выход на мощность в объеме 50 двигателей в год.
А.Ивах перечислил перспективные проекты по созданию и запуску в серийное производство двигателей, содержащиеся в Стратегии развития ОДК: в этом году должна быть проведена сертификация двигателя SaM-146, продолжатся НИОКР по созданию перспективных двигателей ПД-14 для пассажирских самолетов серии МС-21 и для боевой авиации (для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), а также семейства перспективных вертолетных двигателей. Кроме того, принято решение о создании на базе производственной площадки ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) производства вертолетных двигателей, и эта программа начала реализовываться. Близко к принятию решение о развертывании работ по вертолетному двигателю ТВ7-117В. "Это будет реальный продукт, который мы рассматриваем в двух направлениях - вертолетном и самолетном", - подчеркнул он.

Большое внимание уделяется вопросам интеграции и кооперации с мировым рынке производителей авиатехники. "Одним из направлений такого сотрудничества являются работы совместно с Францией по двигателю SaM146, второе направление - привлечение иностранных фирм и компаний к созданию двигателя, но с российским интегратором", - сказал выступающий.

Далее А.Ивах коротко остановился на некоторых существующих авиадвигателях, находящихся в различной стадии создания, или строящихся серийно.

ПД-14

По его словам, ОДК возлагает большие надежды на двигатель ПД-14. "Нам все-таки удалось выйти на правительственное решение о том. что пора делать двигатель нового поколения для гражданской и военной авиации. Самым приоритетнейшим проектом в гражданской авиации является проект двигателя ПД-14. Причем темпы, которыми мы должны создавать двигатель просто не имеют аналогов - в 2014 году мы должны иметь двигатель на крыле. Надо учитывать, что ПД-14 принципиально новый двигатель, в котором нет ни одного узла, в котором бы не было принципиально новых технологий проектирования и изготовления. При реализации проекта гражданского двигателя запущены в разработку и реализацию 16 новых технологий, в том числе принципиально новых, аналогов которых в России нет. Здесь необходимо самое тесное взаимодействие с отраслевыми институтами - ВИАМ, ЦИАМ", - подчеркнул выступающий.

По его словам, прямо перед выставкой "Двигатели-2010" индийская корпорация HAL выразила значительную заинтересованность в детальном ознакомлении с теми работами, которые ОДК ведет по гражданским двигателям. "Индийская сторона имеет определенную заинтересованность в участии в программе создания перспективного авиадвигателя для гражданской авиации", - подчеркнул он.

Двигатель для ПАК ФА

По-видимому, в этом году будет принято важное решение руководством страны и Минобороны по развертыванию работ по второму этапу.

АЛ-55И

Созданный НПО "Сатурн" двигатель АЛ-55И совершил уже 35 сертификационных полетов. Двигатель создается не без проблем, но задачу свою двигатель выполняет.

РД-33МК

Продолжаются работы по семейству двигателя РД-33 и важно не провалить ведущиеся ОКР и получить ресурсные характеристики РД-33МК для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, заказанных индийской стороной через "Рособоронэкспорт". Полеты истребителей в Индии с этими двигателями начались в рамках подготовки к эксплуатации нового индийского авианосца на базе отечественного авианесущего крейсера "Адмирал Гошков". Те проблемы, которые пока имеются, должны быть решены. На МиГ-29 и РД-33МК смотрит ряд стран, например, Сирия.

ПС-90А

ПС-90А является сейчас единственным серийным российским авиадвигателем для магистральных самолетов. Несмотря на имеющийся ряд проблем, он выпускается серийно, и постоянно совершенствуется. Его становление пришлось на 90-е годы, когда средств на его ресурсную доводку практически не было.

ГТУ

Значительное место в своем выступлении А.Ивах уделил развитию промышленных наземных газотурбинных установок для энергетики и для газоперекачки.

Он сказал, что серьезное внимание ОДК уделяет разработке и производству промышленных наземных ГТУ. Есть поручение президента РФ о более глубокой поддержке внедрения ГТУ в интересах народного хозяйства. Этот блок работ должен стать серьезной дополнительной опорой для деятельности предприятий авиадвигателестроения.

В рамках ОДК выпускаются ГТУ для "Газпрома" и для энергетиков. "В прошлом году пермский куст отгрузил 500-ю ГТУ. Недавно было подписано предварительное соглашение с Венесуэлой о размещении там 20 российских энергоустановок мощностью 25 МВт (Пермь) и 6 МВт (НПО "Сатурн")", - сообщил выступающий....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка