Независимое военное обозрение
30 июля 2010, 10:49
SSJ-100 и МС-21: еще не выпускаются, но уже продаются
Российские авиастроители наторговали в Фарнборо на многие миллиарды долларов
Только на этом салоне можно увидеть все самое перспективное, что смогли изобрести конструкторы авиационной техники за прошедшие с момента прошлой выставки два года. Именно по этой причине можно считать знаковым факт, что впервые за весь постсоветский период страна смогла предложить иностранным покупателям не только боевые, но и вполне конкурентоспособные гражданские самолеты.
Кризис салону нипочем
Несколько лет назад американцы выбрали "Фарнборо" стартовой площадкой для первой мировой премьеры истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Нынешний салон в "Фарнборо" стал первым местом, куда впервые перелетел через Атлантику "самолет мечты" - детище корпорации "Боингов" - Boeing 787 Dreamliner. Рядом с ним стоит еще одна новинка - европейский Airbus A380. Последние годы "Фарнборо" - это еще и арена ожесточенного противостояния двух мировых авиагигантов: американского "Боинг" и европейского "Эйрбас". Пассажирские и военные самолеты обеих компаний полностью занимают собой не только летное поле аэродрома, но и небо над ним.
Boeing позиционирует свою машину как самую технологичную - одна треть создана из сверхлегких композитных материалов, еще треть - из российского титана (контракт на сумму более 1 млрд. долл. был подписан в 2007 году). На Урале работает совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing по производству титановых деталей для "лайнера мечты". Airbus говорит о самом вместительном лайнере всех времен и народов - за раз A380 перевозит на двух палубах до 800 пассажиров.
В споре гигантов Россия стоит в стороне. Два года назад компания "Сухой" привезла сюда макет салона своего нового пассажирского авиалайнера Sukhoi SuperJet-100. А в этом году "Сухой" участвует в летной программе аэрошоу со своим лайнером. В шале, казалось бы, российской компании SuperJet International неожиданно обнаруживаешь: здесь никто не говорит по-русски. Языки общения - от английского до итальянского. Оказывается, маркетингом нашего перспективного авиалайнера на мировом рынке занимается совместное предприятие "Сухого" и итальянской Alenia Aeronautica. Итальянцы работают с размахом. Под их ответственностью - рынок сбыта и технического сопровождения нашего перспективного авиалайнера Sukhoi SuperJet в Америке и Европе.
- Возрос ли интерес к самолету после того, как "Сухой" стал показывать "Суперджет" на авиасалонах? - спрашиваю директора по коммуникациям SuperJet International Джакомо Перфетто.
- О, конечно! - с итальянским темпераментом отвечает он. - Клиенты должны видеть, что покупают. В России очень хорошая инженерная и дизайнерская школа. Super Jet просто красивый самолет. В аэрокосмическом бизнесе это очень важно.
На выставке Super Jet позиционируют как самый экологичный пассажирский самолет. Не случайно шале SuperJet International выполнено в бело-зеленых цветах. В качестве подарка гостям и партнерам здесь вручают "офисный газон" - маленькую коробочку, внутри которой картинка с изображением нашего лайнера и пакетик с семенами травы (их можно высадить в этой же коробочке). Такой вот оригинальный способ продвижения "товара" на мировые рынки.
Насколько эффективным оказался маркетинговый ход? Sukhoi SuperJet-100 во вторник получил заказ сразу на 30 самолетов в базовой комплектации. "Гражданские самолеты Сухого" подписали твердый контракт с Kartika Airlines (Индонезия) на сумму 951 млн. долл. Поставка самолетов запланирована на период 2012-2015 годов. Всего же в рамках "Фарнборо", как заявил глава компании "Сухой-МиГ" Михаил Погосян, на лайнер есть 130 твердых заказов.
Впрочем, в этот раз все внимание приковано не только к нему. Россия пытается удивить авиационный мир масштабной презентацией одного из самых амбициозных проектов последнего времени - пассажирским среднемагистральным авиалайнером МС-21. Этот проект призван бросить вызов Airbus и Boeing с их А320 и Boeing 737. Впервые в отечественной практике самолет будет делаться полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. По данным маркетинговых исследований, наибольший объем перевозок в России приходится как раз на маршруты малой и средней дальности - до 4000 км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing 737. Это 40% всего объема воздушных перевозок в стране. За эту "долю", собственно, и собираются побороться российские конструкторы. Поэтому подход к презентации авиалайнера на "Фарнборо" - сродни планам по завоеванию мирового господства: отдельный ангар-павильон, внутри 20-метровые элементы конструкции будущего самолета: пассажирский салон, кабина пилотов, кухня и туалет.
- Для авиакомпаний самолет - это прежде всего средство зарабатывать деньги, - рассуждает глава корпорации "Иркут" Олег Демченко. - Проблемы существующих отечественных самолетов связаны с тем, что они создавались в первую очередь как летательные аппараты. В этом качестве они не уступают, а зачастую и превосходят западные лайнеры. Однако проектировались российские самолеты в тот период, когда экономические требования отечественных и западных компаний существенно различались. Именно поэтому сегодня российские лайнеры уступают западным по главному для авиакомпаний качеству - экономической эффективности эксплуатации. Мы видим свою задачу в снижении операционных расходов на эксплуатацию.
Просчитанное снижение непосредственных расходов для МС-21 составит 12-15%. Добиться этого хотят за счет меньшего расхода топлива. У МС-21 этот показатель будет как минимум на 20% ниже, чем у самолетов его класса. Достигается это благодаря применению в самолете не имеющего аналогов на сегодняшний день двигателя компании Pratt & Whitney PW1400. Основная особенность американского двигателя - в применении редуктора. Это устройство разрешает противоречие: эффективная турбина должна вращаться быстро, а эффективный вентилятор - медленно. В редукторном двигателе каждый элемент работает на оптимальных оборотах, что обеспечивает более чем 20-процентную экономию топлива по сравнению с лучшими традиционными конструкциями.
- В цифрах это означает, что компания-эксплуатант будет экономить на каждом самолете МС-21 до 45 миллионов рублей, - рассказал вице-президент Pratt & Whitney по новым двигателям Роберт Сайа. - Представляете, сколько сможет экономить только один "Аэрофлот", если купит такие самолеты.
По словам Сайа, Pratt & Whitney будет непросто поставлять двигатели "Иркуту". В перспективе - серьезные инвестиции в развитие двигателестроительных предприятий Перми, где компания владеет 25% акций. Это означает в том числе и передачу российским производителям новейших достижений в области двигателестроения.
Олег Демченко уверен, что превосходство МС-21 и в более совершенной аэродинамике, отработанной специалистами инженерного центра корпорации "Иркут" и учеными ЦАГИ. В частности, на МС-21 должны применяться крыло большого удлинения и новые, сверхкритические профили крыла. В отличие от конкурентов МС-21 будет еще и легче. Добиться этого удастся за счет рекордного для России применения композитных материалов в конструкции самолета (их доля составит 40%).
Большие планы
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400 (212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).
Новые возможности для авиакомпаний создает выбранный конструкторами "Иркута" диаметр фюзеляжа. Он на 10-20 см больше, чем у существующих машин. Казалось бы, немного. Однако для авиаперевозчиков это создает новые возможности. Например, за счет более широкого прохода, в котором два пассажира смогут разойтись друг с другом. В результате на 30% сокращается время посадки/высадки пассажиров. В пересчете на время это несколько минут, но минуты и для пассажиров, и для перевозчиков складываются в часы, а в конечном счете первые "экономят" нервы, вторые - сотни тысяч долларов. Для "Иркута" все это вылилось в подписание контракта с малайзийской компанией Crecom Burj Resources на поставку 50 среднемагистральных авиалайнеров нового поколения МС-21 на сумму превышающую 3,4 млрд. долл.
Не только авиалайнеры
Малайзийцы давно сотрудничают с "Иркутом" в области военных программ. Наш самый современный истребитель Су-30МКМ состоит на вооружении ВВС этой страны. Сейчас Москва рассчитывает принять участие в еще одном тендере на поставку истребителей. Теперь "Иркут" станет также поставщиком гражданской продукции для этой страны. Подобных сделок у нашего авиапрома не было за весь постсоветский период.
Представитель госкомпании "Рособоронэкспорт" Александр Михеев сообщил, что до конца года, возможно, будет подписан первый контракт на поставку новейших истребителей Су-35 Ливии. Принято решение о глубокой модернизации поставлявшихся в Индию истребителей Су-30МКИ. Машины должны поменять бортовую электронику, радиолокационный комплекс, на них будет интегрирован новый комплекс ударного вооружения - совместная российско-индийская разработка сверхзвуковой крылатой ракеты "БраМос". Не менее радужные перспективы и у наших вертолетов. Объем портфеля заказов на них приблизился к сумме в три миллиарда долларов. А покупают их теперь даже американцы. Так, МИД России и руководство НАТО ведут активные переговоры о поставках наших винтокрылых машин для коалиционных сил в Афганистане.
Рецепт сегодняшнего успеха, как ни парадоксально, достаточно прост: взять самое лучшее, что есть в мировом авиастроении и использовать в собственных самолетах. Так поступил "Сухой" с SSJ, так сделал "Иркут" в МС-21. Смысл всего - быстро создать перспективную, опережающую конкурентов машину, сертифицировать ее по западным стандартам и предложить на рынок. Прошедший "Фарнборо" это, собственно, и подтвердил. Дал, как никогда, почувствовать, что наша авиационная промышленность начинает набирать высоту. Только гражданских контрактов "Сухой" и "Иркут" уже набрали на 270 машин - это миллиарды долларов, которые обеспечат нам дальнейший технологический рост....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов