АвиаПорт.Ru
17 мая 2017, 10:34
"Технорегион" представит на МАКС-2017 самолёт ТР-301ТВД
Производственно-конструкторская компания "Технорегион" представит на МАКС-2017 многоцелевой самолёт ТР-301ТВД с турбовинтовым двигателем
Самолёты Ан-2 на протяжении нескольких десятилетий широко применялись в народном хозяйстве, в том числе для выполнения пассажирских и грузовых перевозок, авиационно-химических и лесоавиационных работ. География полётов охватывала все регионы страны. Простота, неприхотливость и дешевизна самолёта определили его широкое распространение и популярность. Однако ещё в конце прошлого столетия стало очевидно, что эксплуатация Ан-2 стала весьма затратной. Одной из причин тому было использование двигателя АШ-62ИР, базирующегося на конструктивных решениях 1930-х годов. Удельный расход авиационного бензина этого мотора находится на уровне 260-300 г/л.с.*час, в то время как у современных двигателей этот показатель не превышает 180-200 г/л.с.*час. Кроме того, по современным меркам самолёт выглядит перетяжелённым. Наконец, приборное оснащение самолёта явно не соответствует современным требованиям, предъявляемым эксплуатантами.
Именно по этим направлениям компания "Технорегион" и запланировала провести модернизацию Ан-2. Первым шагом стало создание самолёта ТР-301 с поршневым двигателем АИ-62ИР. Визуально машина отличается от "прародителя" только отсутствием нижнего крыла. Однако масштаб работ был гораздо больше. Часть оборудования заменена на современные аналоги, установлены приборы пилотажно-навигационного комплекса, необходимые для полётов по приборам. В кабине пилотов остался только один пост, зато появился автопилот. В итоге ТР-301 стал примерно на 450 кг легче, чем Ан-2, при сохранении взлётно-посадочных характеристик он стал быстрее и манёвреннее, а за счёт использования автомобильного бензина - гораздо экономичнее в эксплуатации. При этом стоимость ТР-301, заявленная производителем, практически на порядок ниже, чем у зарубежных аналогов. Премьера самолёта состоялась на МАКС-2015, работа "Технорегиона" получила оценки от восторженных до критических, но незамеченной точно не прошла.
За прошедшие два года в компании серьёзно продвинулись по пути создания самолёта с турбовинтовым двигателем. Один из двух лётных экземпляров был оснащён двигателем М-601, известным по самолёту L-410, и трёхлопастным автоматическим винтом AVIA V508. Самолёт успешно прошёл заводские испытания. Впоследствии Самарский центр сертификации провёл сертификацию самолёта и на основании её был получен сертификат Единичного экземпляра воздушного судна и сертификат лётной годности. Именно эту машину планируется продемонстрировать на МАКС-2017, сообщил "АвиаПорту" Главный конструктор "Технорегион" Сергей Борисенко. При этом на самолёт уже есть заказчик, и после завершения выставки борт будет передан покупателю.
Применение турбовинтового двигателя открывает перед эксплуатантами новые возможности. По сравнению с Ан-2, ТР-301ТВД сбросил почти тонну веса. Практическая дальность полёта при неизменном запасе топлива в 1200 литров возрастёт до 1300 км, увеличится и крейсерская скорость до 270км/ч. Двигатель использует авиакеросин вместо дорогого и дефицитного в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока авиационного бензина. Стоимость самолёта ТР-301ТВД с двигателем со вторичного рынка может составить менее 10 млн рублей, оценивал С.Борисенко. Применение нового двигателя увеличит цену более чем до $500 тыс., однако отрыв по стоимости от зарубежных аналогов всё равно останется практически трёхкратным.
Для того, чтобы открыть самолёту путь на рынок, разработчик продолжает работы в двух основных направлениях. Прежде всего, была подана заявка на получение сертификата типа, который позволит осуществлять, в том числе, перевозки пассажиров в коммерческих целях. Кроме того, совместно со специалистами Московского авиационного института ведутся работы по проектированию отечественного турбовинтового двигателя.
Работы по сертификации ТР-301 с поршневым двигателем уже ведутся, в частности в марте самолёт успешно прошёл этап макетной комиссии. Участие в работе комиссии приняли ведущие специалисты ГосНИИ ГА. По словам С.Борисенко, интерес потенциальных покупателей к варианту с турбовинтовым двигателем гораздо выше, чем к поршневой машине, и большое количество встреч с эксплуатантами из разных регионов России указывает на то, что вариант ТР-301ТВД окажется востребованным. Поэтому, после сертификации самолёта с поршневым двигателем, наступит очередь и турбовинтового варианта.
Что же касается использования отечественного турбовинтового двигателя, то его создание - процесс небыстрый. Однако уже сегодня завершена теоретическая часть разработки и идут работы по выпуску рабочей конструкторской документации. Как ожидается, эта работа завершится в начале лета 2017 года, а ещё через три-четыре месяца начнётся сборка первого опытного образца для стендовых испытаний. Ожидается, что в изготовлении самых сложных деталей авиадвигателя, например, лопаток, в рамках соисполнителей могут принять участие АО "Климов" и Омский моторостроительный завод. После изготовления первого авиадвигателя начнутся его стендовые испытания и доводка по их результатам.
Отечественный ТВД должен существенно сократить стоимость ТР-301ТВД. Так, по словам С.Борисенко, если новый импортный авиадвигатель стоит примерно 50 млн рублей, то отечественный будет практически на порядок дешевле....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов