АвиаПорт.Ru
23 января 2019, 10:48
ВКС России получили более 20 модернизированных штурмовиков Су-25СМ3
С 2018 года в состав подразделений ВКС стали поступать первые штурмовики модификации Су-25СМ3, модернизированные 121 Авиационно-ремонтным заводом
Необходимость модернизации строевых штурмовиков
Созданный в 1970-х годах штурмовик Су-25 с 1990-х требовал проведения модернизации. Первым проектом стала модернизация в облике Су-25СМ на 121 АРЗ в Кубинке. В дальнейшем предприятие приступило к модернизации строевых Су-25 и Су-25СМ в современный вариант Су-25СМ3.
Модернизированный Су-25СМ3 отличается большим объёмом вновь установленного радиоэлектронного оборудования, что предопределило большой объем проводимых Специальных лётных испытаний (СЛИ) самолёта. После завершения этапа СЛИ был утверждён соответствующий Акт о его результатах, что и "открыло дорогу" Су-25СМ3 в войсковые лётные части. Ожидается, что одновременно с передачей заказчику Су-25СМ3, будут продолжены и СЛИ с их завершением в 2019 году. Дополнительные испытания позволят расширить возможности по применению новых авиационных средств поражения.
Поставки Су-25СМ3 в 2018-2019 годах
Первые поставки модернизированных штурмовиков в модификации Су-25СМ3 были осуществлены в первой половине 2018 года. В конце того же года были осуществлены и завершены в несколько этапов поставки общим количеством более 20 штурмовиков Су-25СМ3. Все произведённые поставки Су-25СМ3 были выполнены в рамках выполнения Государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2017 и 2018 годы. В связи с большим объёмом обновления бортового радиоэлектронного и специального оборудования, а также установкой на Су-25СМ3 новых систем и комплексов, лётные испытания модернизированного штурмовика затянулись, в связи с чем поставки Су-25СМ3 в лётные части ВКС РФ в 2017 году не осуществлялись, а в прошлом году были произведены по ГОЗ сразу за два года. Поставка нескольких штурмовиков по ГОЗ за 2017-2018 годы перенесена на текущий год. Кроме того, в соответствие с ГОЗ на 2019 год ожидается модернизация ещё нескольких штурмовиков в модификацию Су-25СМ3.
Первая модернизация штурмовика - Су-25СМ
Су-25СМ оснащён прицельно-навигационным комплексом ПрНК-25СМ "Барс" и цифро-аналоговой системой управления вооружением СУО-39М, благодаря чему модернизированные штурмовики могли поражать наземные цели днём и ночью при визуальной видимости, выполнять навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в любых метеоусловиях с горизонтального полёта и сложных видов манёвра. Кроме того, расширилась и номенклатура авиационных средств поражения: в состав вооружения самолёта включили управляемых ракет "воздух-воздух" Р-73Э (вместо Р-60М) и новые модификации неуправляемых ракет С-8 и С-13. Эффективность боевого применения модернизированного штурмовика, по оценкам специалистов, возросла в 1,5 раза.
Как сообщалось ранее, модернизированные Су-25СМ с большим успехом применялись в Сирии. Например, группа из шести Су-25СМ вне видимости друг друга выполняла поставленную задачу, имея между самолётами эшелонирование в 150-200 метров, и нанося удары в заданное время с интервалом в 1 минуту. Таким образом, группа из шести самолётов имея загрузку по четыре ОФАБ-250 в течение 30-40 минут висела над передним краем противника, нанося удар по 24 целям. При этом, принцип одна бомба - одна цель стал для модернизированных штурмовиков законом, а ПрНК-25СМ обеспечивал достижение точности поражения целей несколько десятков метров. Как показал практика, инженерно-техническая служба готовила Су-25СМ к повторному вылету всего за 10-15 минут. Если Су-34 может совершить в сутки два вылета, то Су-25 - до 10 вылетов. На каждый самолёт есть несколько пилотов. "Это позволяет наносить удары практически непрерывно и не давать боевикам передышек", - подчеркнул собеседник.
Основы модернизации самолёта Су-25СМ3
Самолёт Су-25 в модификации Су-25СМ3 является второй большой и самой современной модификацией штурмовика. Модернизированный Су-25СМ3 получил современный прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная), благодаря которому он может обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Для защиты от истребителей и средств ПВО противника самолёт оснащён системой радиоэлектронной борьбы "Витебск-25", способной сбивать наведение ракет. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищённым каналам. Важно также отметить, что Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между "небом" и "землёй" и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения.
Новая оптико-электронная система СОЛТ-25 имеет возможность 16-кратного увеличения и автоматического сопровождения подвижной цели на удалении примерно 6-8 км с точностью до полуметра. Сверхточный прицельный комплекс СОЛТ-25 с помощью телекамеры и тепловизора обнаруживает цели днём, ночью и в плохую погоду. Лазерный дальномер системы измеряет расстояние до цели и определяет её координаты. Также он проецирует на объекты противника специальное пятно, которое "видят" головки самонаведения высокоточных ракет и бомб.
Бортовой комплекс обороны "Витебск-25" ставит помеху всем действующим наземным комплексам, обнаруживает пуски ракет и выдаёт фиктивную отражающую поверхность, что приводит к промахам ПЗРК, а также "забивает" радиолокационные обзоры наземных комплексов. Работа комплекса основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы. В системе управления ракеты возникает фантомный образ цели, который её электронный головка самонаведения воспринимает в качестве основной. Появляется ложная цель, которая настойчиво "манит к себе" ракету противника, которая устремляется в пустое пространство и в расчётное время самоликвидируется.
Кабина пилота Су-25СМ3 прикрыта титановой броней с толщиной бронеплит от десяти до 24 миллиметров. Лётчику не опасен обстрел из любого ствольного оружия калибра до 12,7 миллиметра, а по наиболее опасным направлениям - из зенитных орудий до 30 миллиметров. Все критически важные системы штурмовика тоже защищены бронеплитами и, кроме того, дублируются.
Подготовка к лётным испытаниям модернизированного штурмовика Су-25УБМ
В настоящее время ведутся подготовительные работы по началу лётных испытаний модернизированного учебно-боевого штурмовика Су-25УБМ. По сути, на сегодня ведётся восстановление лётной годности Су-25УБМ, модернизация которого была произведена ранее. Ожидается, что уже летом текущего года можно будет приступить к проведению первого этапа лётных испытаний Су-25УБМ.
Справка
Строевые штурмовики Су-25 первоначально оснащались двумя ТРД Р95 тягой по 4,1 т, потом усовершенствованными Р195. Максимальная взлётная масса - 17,5 т; максимальная масса боевой нагрузки - 4,4 т; масса самолётной брони - 595 кг, а дополнительных мер обеспечения боевой живучести - ещё 160 кг. Максимальная скорость с 4 ФАБ-250М-62 и 2хР-60(Р-60М) на высоте 200 м - 950 км/ч (М=0,782); практическая дальность полёта на высоте 200 м с 4 ФАБ-250М-62 и 2хР-60 (Р-60М) с их сбросом в середине маршрута и на скорости 750-800 км/ч - 495 км; перегоночная дальность с 4 ПТБ ёмкостью по 800 л и 2хР-60 - 1980 км; длина разбега/пробега 500-550/550-600 м.
Штурмовики Су-25 выпускались на двух авиазаводах - в Улан-Удэ (учебно-боевые Су-25УБ) и в Тбилиси (боевые Су-25 с выпуском по 140-150 машин в год). Всего было построено с 1981-го по 1991 год 1320 экземпляров Су-25. По данным 2002 года около 860 штурмовиков Су-25 находились на вооружении 16 стран. По 2014 г. включительно было модернизировано 84 штурмовика в вариант Су-25СМ, включая опытные....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы