АвиаПорт.Ru
9 декабря 2019, 14:35
Предприятие "ОДК-Сатурн" вывело жаропрочное точное литьё на новый уровень
Центр компетенций "Лопатки турбины", открывшийся 6 декабря на площадке рыбинского "ОДК-Сатурн", стал одним из крупнейших среди 25 центров, над созданием которых работает ОДК
Организация нового центра компетенций для "Объединенной двигателестроительной корпорации" стала одним из 25 проектов создания ЦК в рамках трансформации индустриальной модели. Решение о строительстве корпуса, в котором были бы сосредоточены технологические процессы, связанные с точным жаропрочным литьём и последующей механообработкой, принято ещё в начале десятилетия, тогда же было предусмотрено его финансирование в рамках соответствующей Федеральной целевой программы. Проектирование началось в 2012 году. Что же касается оборудования, почти 70% которого закуплено у иностранных производителей, его поставки шли с отставанием от первоначального графика. Впрочем, несмотря на все проблемы, шаг за шагом цех удалось укомплектовать самыми современными печами, установками, робототехническими комплексами и станками, которых сейчас смонтировано свыше 180 единиц. Процессы изготовления литейных форм и стержней, запрессовки моделей, плавки и заливки металла, термообработки и контроля получаемой продукции осуществляются либо с использованием оборудования с числовым программным управлением, либо на автоматизированных линиях. Следующим этапом станет роботизация производства.
Одним из ключевых является плавильный участок, оборудование которого спроектировано и изготовлено российскими предприятиями: Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов и компанией "Электромеханика". Установленные печи не только обеспечивают необходимые температурные поля с высокой точностью, но и дают возможность производить плавку при температуре 1800 град. Цельсия, что позволит работать с новым поколением жаропрочных сплавов.
Объём инвестиций первый заместитель генерального директора Госкорпорации "Ростех" Владимир Артяков оценил в более чем 3 млрд рублей. При этом 2,25 млрд рублей - собственные и привлечённые средства предприятия, направленные на закупку оборудования. Бюджетные инвестиции позволили выполнить строительно-монтажные работы. В свою очередь индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации "Ростех" Анатолий Сердюков отметил, что срок окупаемости проекта составляет порядка 7-8 лет.
Литьё в керамические формы по выплавляемым моделям позволяет получить турбинные лопатки с готовой проточной частью, традиционные техпроцессы шлифовки и ручной полировки более не требуются. Благодаря высочайшей точности геометрические размеры выдерживаются с допусками до 0,05 мм. Кроме того, в силу особенностей технологического процесса удалось значительно сократить норму расхода жаропрочного сплава на одну годную монокристаллическую отливку, за счёт увеличения количества заливаемых в блоке лопаток на 40% сократились трудозатраты. Следствием этого стало снижение себестоимости лопатки на 35%. В то же время повысилась производительность оборудования, что в итоге обеспечит увеличение выработки на одного работающего не менее чем на 60%.
Заложенные решения позволяют выпускать рабочие лопатки и направляющие аппараты длиной до 350 мм, что позволяет закрыть порядка 90% номенклатуры турбинных лопаток как по авиационной, так и по наземной и морской тематикам. Лопатки могут быть с равноосной, направленной и монокристаллической структурой, с охлаждением или без него.
Генеральный директор ОДК Александр Артюхов подчеркнул, что все новые проекты, реализуемые корпорацией, предполагают, что турбинные лопатки будут производиться в Рыбинске, в то время как в рамках существующих продуктовых проектов экономическая эффективность организации поставок из центра компетенций будет рассматриваться отдельно. Что же касается взаимодействия с другими производителями авиадвигателей, уже подписан долгосрочный контракт с компанией Safran Aircraft Engines, согласно которому во Францию будут отгружаться до 250 тыс. лопаток в год. Российская продукция будет использоваться в одном из наиболее перспективных двигателей - LEAP-1B. Интерес к новому литейному производству проявляют и другие мировые производители авиадвигателей.
А. Артюхов также отметил, что с достижением проектной мощности, которая оценивается в 800-900 тыс. условных лопаток в год против нынешних 150-180 тыс., литейные производства на других заводах корпорации будут закрываться. Ближайшая задача - удвоение объёмов производства в 2020 году. Что же касается дальнейших этапов наращивания темпов выпуска продукции, то они свёрстаны до 2024 года. К этому моменту оборудование разместится на всей площади корпуса, составляющей 20 тыс. кв.м, а численность работников возрастёт со 170 до 300 человек....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали