О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" летит к убыткам

Госкорпорация "Ростехнологии" завершила обмен с "Аэрофлотом" мажоритарных пакетов акций пяти региональных авиаперевозчиков на 3,55% акций национальной авиакомпании России, которые стоят на бирже около 80 млн долларов

Госкорпорация "Ростехнологии" завершила обмен с "Аэрофлотом" мажоритарных пакетов акций пяти региональных авиаперевозчиков на 3,55% акций национальной авиакомпании России, которые стоят на бирже около 80 млн долларов.

Но эту сделку никак нельзя назвать равноценной. "Аэрофлот" получил в собственность 52% акций "Владивосток авиа", 51% акций "Саратовских авиалиний", 75% ГТК "Россия" и по 100% акций "Сахалинских авиатрасс" и "Оренбургских авиалиний". Практически все эти компании убыточны на операционном уровне, их парк самолетов сильно изношен и характеризуется меньшей топливной эффективностью по сравнению с парком самого "Аэрофлота", средний возраст которого не превышает пяти лет. Но самое главное то, что переданные "Аэрофлоту" авиакомпании имеют долг, превышающий 800 млн долларов, который национальный авиаперевозчик России должен будет теперь отразить на своем балансе.

Правда, в самом "Аэрофлоте" уверены, что обмен акциями поможет авиакомпании увеличить долю рынка к 2025 году с 26% до 45%. При этом общий синергетический эффект от транзакции топ-менеджмент "Аэрофлота" оценивает в 250-300 млн долларов. По идее, добиться синергии "Аэрофлот" может за счет оптимизации маршрутной сети. А укрепление переговорных позиций позволит ему претендовать на получение более выгодных условий аренды и снижение цен на топливо от контрагентов для активов "Ростехнологий". Но это в теории. Пока же перспективы получения синергетического эффекта выглядят туманно, поскольку "Аэрофлот" уже имеет негативный опыт приобретения 100% акций "Нордавиа", которая так и осталась убыточной. В результате "Аэрофлот" несколько месяцев назад вынужден был продать эту авиакомпанию за символическую цену в несколько миллионов долларов.

Все это просто не могло не отразиться на финансовых показателях "Аэрофлота". По итогам 9 месяцев 2011 года чистая прибыль "Аэрофлота" уже сократилась почти на 5%, до 10,8 млрд рублей. А после интеграции активов "Ростехнологий" этот показатель уменьшится еще больше. И никаких шансов на то, что в обозримой перспективе эта ситуация изменится в лучшую сторону, нет. Дело в том, что уже через год "Аэрофлот" лишится своего главного источника дохода - транссибирских роялти, - которые формируют львиную долю доналоговой прибыли компании.

Министр экономики Эльвира Набиуллина официально уведомила комиссара ЕС по вопросам торговли Карела де Гюхта о полной отмене платы за пролет по транссибирским трассам для европейских авиакомпаний с 2014 года. Сейчас в соответствии с межправительственными соглашениями "Аэрофлот" как национальный авиаперевозчик России получает от иностранных авиакомпаний, совершающих безпосадочные полеты над Сибирью, порядка 400 млн долларов в виде компенсации за свои недоиспользованные коммерческие права. Но такая практика не только не устраивает власти ЕС, но и противоречит принципам ВТО, что до недавнего времени являлось непреодолимым препятствием для вступления в эту организацию России. И вот теперь последний барьер решено ликвидировать. Уже со следующего года плата не будет взиматься со всех новоучрежденных рейсов, а еще через год будет вовсе отменена. Для "Аэрофлота" такое развитие событий означает потерю не менее 75% чистой прибыли, а вкупе с необходимостью обслуживать долги активов "Ростехнологий" вообще может привести к убыткам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка