О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Коммерческие результаты Farnborough International 2012

Показатели проходившего в июле 2012 г. авиасалона Farnborough по количеству и объемам заключенных контрактов были гораздо скромнее по сравнению с прошлогодней выставкой в Ле-Бурже

Не секрет, что международные аэрокосмические салоны всегда являются основной площадкой для заключения контрактов на поставку новой воздушной техники между эксплуатантами и авиастроителями. Проходивший в июле 2012 г. авиасалон Farnborough не стал исключением, хотя его показатели по количеству и объемам заключенных контрактов были гораздо скромнее по сравнению с прошлогодней выставкой в Ле-Бурже.

В текущем году выставку в Фарнборо посетили около 107 тыс. представителей различных компаний авиационной отрасли, а участниками было представлено на обозрение 1450 экспонатов. Что же касается обычных зрителей, то за последние три дня авиашоу посетило около 130 тыс. чел. На статических стоянках, а также в небе над Фарнборо были продемонстрированы 140 различных летательных аппаратов. Авиасалон Farnborough 2012 принял у себя более 70 военных делегация из 46 стран мира, также в различных мероприятиях выставки приняли участие представители 14 делегаций гражданского сектора.

Но, безусловно, главным показателем прошедшего авиасалона стали заключенные контракты. В общей сложности, за дни проведения выставки ее участниками были подписаны контракты и обязательства на поставку 758 воздушных судов, общая стоимость которых по предварительным оценкам составляет $72 млрд. По сравнению с прошлогодним авиасалоном в Ле-Бурже показатель относительно низкий, поскольку в 2011 г. были заключены соглашения на поставку 1336 воздушных судов. Однако, если сравнивать выставку Farnborough 2012 с аналогичной выставкой, проводившейся в 2010 г., то здесь отмечается рост количества контрактов. По оценкам организаторов, достигнутые в текущем году коммерческие результаты на 53% больше по сравнению с авиасалоном в 2010 г., и достаточно близки к показателям 2008 г., когда на выставке были подписаны контракты общей стоимостью $88 млрд.

Как обычно, лидерами по количеству и объему заключенных контрактов стали ведущие авиастроительные компании мира - Boeing и Airbus. Но если в прошлом году во Франции лидирующие позиции по объемам подписанных соглашений занимал европейский концерн Airbus, то в 2012 г. пальма первенства перешла в руки Boeing.

Американская авиастроительная корпорация за дни проведения авиасалона в Фарнборо смогла подписать контракты общей стоимостью более $37 млрд, тогда как европейская компания Airbus заключила контракты на общую сумму около $17 млрд, что конечно же, является более скромным результатом по сравнению с Boeing. Что касается представителей российской авиастроительной отрасли, то отечественные компании, к сожалению, покинули авиашоу без новых заказов.

Самым крупным для компании Boeing стал контракт, подписанный с американской авиакомпанией United Airlines, на поставку 150 узкофюзеляжных самолетов 737-й серии, который оценивается в $14,7 млрд. Соглашение, заключенное между сторонами, предусматривает покупку ста ремоторизованных лайнеров 737 MAX 9 и 50 самолетов 737-900ER. Кроме того, Boeing смогла получить новые заказы и обязательства о покупке еще на 185 лайнеров 737 MAX со стороны различных лизинговых компаний.

В отличие от компании Boeing, которая пока не торопится с запуском таких новых и ожидаемых проектов, как 777X и 787-10, европейская Airbus воспользовалась авиасалоном в Фарнборо для официального запуска некоторых новых программ. В первый день выставки руководство Airbus озвучило свои планы по разработке новой версии лайнеров семейства A330 с увеличенными дальностью полета и максимальной нагрузкой.

Новая версия самолетов A330-300 будет обладать максимальной взлетной массой около 240 тонн и сможет перевозить до 300 пассажиров на расстоянии до 11000 км. Дальность полета будет увеличена лишь на 740 км, но это откроет новые возможности для обслуживания таких рейсов как Куала-Лумпур - Париж и подобные им. Увеличенная максимальная взлетная масса будет доступна и для лайнеров A330-200 и грузового A330-200F. Дальность полета последних увеличится на 500 км, а полезная нагрузка возрастет на 2,5 тонны.

В Фарнборо компания Airbus подписала различного рода соглашения на общую сумму $16,9 млрд, которые включают в себя твердые контракты на поставку 54 самолетов и меморандумы о понимании, предполагающие покупку 61 лайнера. В числе самых значимых контрактов для Airbus можно отметить стартовый заказ на новую версию лайнеров A330 со стороны лизинговой компании CIT Aerospace, которая согласилась приобрести 10 самолетов. Другой важный контракт был подписан с авиакомпанией Cathay Pacific Airlines, которая решилась на покупку 10 самолетов A350-1000, а также преобразовала предыдущий заказ на 16 лайнеров A350-900 в аналогичное количество самолетов A350-1000. Данные авиалайнеры, по словам руководства Cathay Pacific Airlines, должны будут заменить в парке перевозчика лайнеры Boeing 747.

В числе других новых заказов можно отметить твердые контракты и обязательства о покупке 29 лайнеров A320neo со стороны трех различных авиакомпаний, а также заказы и обязательства на 57 самолетов семейства A320, которое теперь именуется компанией Airbus как A320ceo (current engine option). Фактически, как отмечают эксперты, компания Airbus была близка к подписанию во время авиасалона в Фарнборо одного из крупных для себя контрактов на поставку от 50 до 100 самолетов A320 с авиакомпанией AirAsia. Однако, как отметил главный исполнительный директор AirAsia Тони Фернандес, сторонам не удалось вовремя завершить переговоры, поэтому официальное подписание контракта пока не состоялось.

В Фарнборо Airbus также впервые продемонстрировала на публике новые законцовки крыла Sharklet на узкофюзеляжных самолетах A320. Также посетителям был продемонстрирован гигантский авиалайнер A380 в окраске авиакомпании Malaysia Airlines.

Продолжающееся поступление заказов на новые авиалайнеры, безусловно, отражается и на заказах двигателей для этих самолетов. В Великобритании ведущие двигателестроительные компании, конечно же, не остались в стороне от подписания новых контрактов. Так, например, консорциум CFM International, образованный компаниями General Electric и Safran, за время проведения авиасалона в Фарнборо подписал контракты на общую сумму $12,6 млрд, во многом благодаря продолжающимся поступлениям заказов на ремоторизованные лайнеры Boeing 737 MAX и Airbus A320neo.

Компания Pratt & Whitney, также участвующая в программе A320neo, в Фарнборо подписала контракты на поставку 620 новых двигателей, правда, общая стоимость данных заказов не разглашается. Отметим лишь, что кроме заказов, связанных с A320neo, компания P&W подписала соответствующие соглашения в рамках контракта между SkyWest и Mitsubishi Aircraft на поставку 100 региональных самолетов MRJ. Кроме того, P&W поставит двигатели PW4000-94 общей стоимостью $90 млн для четырех самолетов Boeing 767-300ER, заказанных компанией Air Astana.

Тем временем, консорциум Engine Alliance, в состав которого входят P&W и General Electric, объявил о разработке ряда усовершенствований для двигателей GP7200, которые устанавливаются на самолетах A380. Модернизация этих двигателей проводится для повышения их топливной эффективности, а также увеличения надежности их работы.

Компания Rolls-Royce в Фарнборо представила последний вариант двигателей семейства Trent, предназначенный для установки на самолетах Boeing 787-8 и 787-9, а также на перспективном 787-10X. Двигатели Trent 1000-Ten (Thrust Efficiency New Technology) будут обладать тягой до 347 кН и будут на 3% эффективнее моторов Trent 1000 "Package B". Сообщается, что новые двигатели Trent 1000-Ten будут запущены в эксплуатацию в 2016 г.

Отметим, что Rolls-Royce за дни проведения авиасалона подписала контракты на общую сумму в $3,5 млрд. Большая часть из этой суммы приходится на контракт с авиакомпанией Cathay Pacific Airlines, заказавшей лайнеры A350-1000, на которые будут устанавливаться моторы Trent XWB. Также руководство компании Rolls-Royce объявила о разработке модернизированной версии силовых установок Trent 700, предназначенной для использования на обновленных самолетах семейства A330.

Еще одним важным моментом прошедшего авиасалона в Фарнборо стала возросшая активность лизинговых компаний. Как отмечают аналитики, на долю лизингодателей приходится около 61% всех соглашений, объявленных в дни проведения выставки. Данные результаты отражают рост показателей лизинговых компаний за последнее десятилетие. Такой факт объясняется тем, что банки предпочитают работать с лизингодателями в рамках финансирования сделок по приобретению новых самолетов, тогда как сотрудничество с авиакомпаниями отходит на второй план, поскольку последним сложнее обслуживать получаемые от банков кредиты.

По оценкам агентства Fitch, с 2000 г. доля самолетов, эксплуатируемых во всем мире и чье приобретение было обеспечено договорами операционного лизинга, увеличилась с 25 до 35%. Таким образом, лизинговые компании постепенно наращивают свою мощь на авиационном рынке. И последний авиасалон в Фарнборо стал подтверждением этого факта.

В числе главных соглашений авиасалона Farnborough International 2012, в подписании которых участвовали лизинговые компании, выделяется несколько крупных сделок. Так, компанией Air Lease были подписаны контракты на поставку 60 самолетов Boeing 737 MAX 8, 15 лайнеров 737 MAX 9 и двух турбовинтовых ATR 72-600.

Компания Avolon подписала обязательства, предусматривающие покупку 30 самолетов семейства 737, в том числе 10 лайнеров 737 MAX 8, пяти 737 MAX 9, десяти 737-800, а также переподтвержденные права на покупку пяти лайнеров 737 MAX. Кроме того, данная лизинговая компания подписала твердый контракт на поставку 15 самолетов семейства A320neo.

Компания ALAFCO подписала обязательства о покупке 20 лайнеров 737 MAX 8, тогда как лизинговая компания China Aircraft Leasing Co. подписала меморандум о понимании, предусматривающий последующий заказ 36 самолетов семейства A320.

Лизингодатель CIT подписал с концерном Airbus твердый контракт на поставку 10 лайнеров A330. Данный контракт включает в себя заказанные ранее пять самолетов A330, а также новый заказ на пять самолетов такого же типа. Лизинговая компания GECAS подписала с Boeing контракт на поставку 75 самолетов 737 MAX 8 и 25 лайнеров 737-800.

Активность на авиасалоне в Фарнборо также проявили компания Nordic Aviation Capital, которая заказала один самолет ATR 42-600, и South American Leasing Panama Company, которая подписала контракт с российской лизинговой компанией ОАО "Ильюшин финанс Ко." (ИФК) на поставку 15 региональных самолетов Ан-148 и Ан-158.

Необходимо также отметить, что российские авиастроительные компании были не единственными, кто довольствовался небольшим количеством заказов на новые самолеты. Бразильская компания Embraer, от которой аналитики ожидали анонсирование новой версии региональных самолетов E-jet, не стала делать таких заявлений, в результате ее портфель заказов был более чем скромным. В частности, бразильцы смогли подписать контракт на поставку четырех самолетов Embraer E190 с авиакомпанией Heibei Airlines.

Канадская авиастроительная компания Bombardier Aerospace заключила несколько контрактов, в числе которых обязательства о покупке 10 самолетов CS300 со стороны авиакомпании airBaltic, заказ на шесть турбовинтовых самолетов Q400 со стороны авиакомпании Chorus Aviation, а также контракт с неназванным заказчиком на поставку пяти самолетов CS100 и 10 лайнеров CS300.

Японская Mitsubishi Aircraft, как уже отмечалось ранее, подписала обязательства о покупке 100 региональных самолетов семейства MRJ с авиакомпанией SkyWest. Европейская компания ATR, помимо упомянутых ранее заказов, также подписала контракты на поставку двух самолетов ATR 72-600 с авиакомпанией Laos Airlines и восьми ATR 72-600 с авиакомпанией TransAsia. В свою очередь, мексиканский перевозчик Interjet перевел опцион на пять самолетов Sukhoi Superjet 100 в твердый контракт.

Прошедший авиасалон в Фарнборо по своим коммерческим результатам оказался не таким успешным, как прошлогодний салон в Ле-Бурже, но его нельзя назвать неудачным. Как поясняют аналитики, снижение количества заказов на новые самолеты можно объяснить несколькими причинами, в числе которых основной является нестабильное состояние мировой экономики. Тем не менее, заказы продолжают поступать, поэтому говорить о каком-либо серьезном спаде не стоит.

Обзор подготовлен по материалам AIN Online, CAPA и Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка