Газета.Ru
1 ноября 2012, 09:17
Авиапрому срезали пятую часть
Минпромторг представил урезанную на 270 млрд рублей программу развития авиапрома до 2025 года
Минпромторг опубликовал обновленный проект программы развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы, скорректированный с учетом позиций Минэкономразвития и Минфина. 22 ноября документ будет обсуждаться на заседании правительства, сообщил источник в ведомстве. "Программа будет утверждена в этом году", - сказал "Газете.Ru" вице-премьер Аркадий Дворкович. "Но по ряду проектов решение будет принято в 2013-м", - добавил он.
Первоначальный вариант программы был опубликован в начале сентября. С тех пор он претерпел кардинальные изменения, в том числе в объемах финансирования.
Общий бюджет программы урезан почти на 270 млрд рублей (на 20%).
Сейчас на программу в целом закладываются 1,204 трлн рублей (ранее 1,473 трлн рублей), в том числе в нее переходят деньги из ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники до 2015 года", но без точечного распределения по подпрограммам. В первоначальном варианте документа Минпромторг расписывал финансирование по подпрограммам, судя по всему, закладывая в них и деньги из ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года". На данный момент прописывается, что финансирование по оборонной ФЦП указано в соответствующей части документа, но это его закрытая часть - "Подпрограмма № 9", параметры которой не раскрываются.
В итоге бюджетные деньги по отраслевым подпрограммам в документе сокращены в разы. Так, если ранее по "Самолетостроению" говорилось о 415,8 млрд рублей, то сейчас это 85 млрд рублей. По "Вертолетостроению" ранее почти 104,9 млрд рублей, сейчас - чуть более 26 млрд рублей. По "Двигателестроению" в первом варианте программы 140,8 млрд рублей, в нынешнем - чуть более 53 млрд рублей. По "Агрегатостроению" было более 32,985 млрд рублей, стало почти 29 млрд рублей. "Приборостроение" с 27,87 млрд рублей съехало на 23,5 млрд рублей. На "Малую авиацию" ранее расписывалось 20,5 млрд рублей, сейчас чуть более 9 млрд рублей. Наконец, на "Авиационную науку и технологии" в первоначальном проекте документа записывалось почти 448,6 млрд рублей, а в варианте для правительства - 216,5 млрд рублей.
В то же время новый вариант программы ставит перед авиапромом иные цели, чем были прописаны в сентябрьском проекте документа.
Ранее предполагалось, что к 2025 году по гражданским самолетам Россия должна занять 3,1%, а по военным - 8,2% мирового рынка в денежном выражении. Теперь это 3,2% и 10,9% соответственно. Правда, в первом варианте прогноз по мировому рынку самолетостроения к 2025 году был $366 млрд, а в нынешнем сокращен до $314 млрд.
В части конкретных проектов в "Самолетостроении" Минпромторг сохраняет позицию, что "поддержание большого количества конкурирующих друг с другом программ не позволяет ни Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ни государству сосредотачивать ресурсы на стратегически важных проектах, что приводит, с одной стороны, к размыванию инвестиций, а с другой - к их дублированию". "В результате <…> денежные средства распыляются между несколькими проектами, реализуемыми в одних и тех же сегментах (самолеты SSJ и Ан-148 - в региональном сегменте; Ту-204/214, SSJ NG и МС-21 - в сегменте узкофюзеляжных самолетов)", - говорится в документе.
Ключевыми проектами называются SSJ-100 (доработка и расширение его продаж на мировом рынке), разработка магистрального МС-21 и композитного крыла.
По всем трем проектам Минпромторг предлагает завершить текущие или выполнить новые НИОКР.
По вертолетостроению министерство снижает целевую планку по гражданскому сектору, но увеличивает по военному. К 2025 году Россия должна занять 13,9% рынка в гражданском вертолетостроении, говорилось в первом варианте программы. И доля в 15% планировалась для военного сектора. Теперь гражданские вертолеты отечественного производства должны занять долю в 12%, военные - 16,5%. Но и в этой части авторы документа пересмотрели прогнозы развития рынка до 2025 года. Если в сентябре Минпромторг предполагал, что через 13 лет мировой рынок вертолетостроения вырастет до $43 млрд (41% придется на гражданские машины), то нынешний прогноз - $44,2 млрд (и за гражданскими вертолетами уже 45%).
Приоритетные проекты продуктовой линейки по подпрограмме "Вертолетостроение" остаются теми же, но по итогам консультаций между всеми заинтересованными сторонами "Вертолетам России" удалось добиться включения в свою подпрограмму НИОКР по перспективным проектам отрасли. В первоначальном документе финансирование этих разработок было отнесено к подпрограмме "Авиационная наука и технологии". Основными получателями бюджетных средств по этой части являются научные организации - ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и другие отраслевые институты. Но "Вертолеты России" уже провели подготовительные работы за счет холдинга и рассчитывали на поддержку государства в опытно-конструкторских работах, обращал внимание источник в отрасли. Речь шла о многоцелевом вертолете взлетной массой 4,5 тонны, перспективному легкому и тяжелому вертолетам, а также программе "Вертикаль 21".
В нынешнем варианте программы финансирование НИОКР по многоцелевому и легкому вертолетам и перспективным вертолетным проектам программы "Вертикаль 21" отошло через подпрограмму "Вертолетостроение" к "Вертолетам России".
В двигателестроении российские производители ранее должны были к 2025 году выйти на долю в 1,8% в гражданском и 8,3% в военном сегменте мирового рынка. По новому варианту программы - на 1,4% и 12,9% соответственно. Рост присутствия российских авиационных агрегатов и систем на мировом рынке ранее был обозначен до 2,7% (почти в три раза), теперь - 4,4% в гражданском сегменте и 5,4% в военном. По авионике ранее - до 6,2% и 9,1% по гражданском и военному сегменту, сейчас - 10,9% и 21% соответственно.
Значительные изменения произошли в подпрограмме "Малая авиация". В сентябрьском проекте программы развития авиапрома Минпромторг предлагал детализированную поддержку в этом сегменте. Но после ряда совещаний в правительстве было решено, что малую авиацию государство будет поддерживать не через авиапром, а субсидируя перевозчиков. "Не будет никаких новых государственных проектов, мы будем субсидировать рынок, билеты", - пояснял Дворкович. "Государство уходит от поддержки конкретных проектов к созданию условий, при которых предприятия смогут самостоятельно успешно их развивать", - говорил один из источников "Газеты.Ru".
Самая масштабная теперь по объемам финансирования подпрограмма "Авиационная наука и технологии" предполагает значительное обновление научно-технического потенциала, который позволит "российскому авиапрому осуществить прорыв по ряду ключевых направлений".
Участие России в ВТО не позволяет осуществлять прямое субсидирование затрат авиапрома на производство авиатехники, но позволяет финансировать отрасль через науку. В программе прописывается, что "постепенно будет осуществлен переход от бюджетного финансирования ОКР по конкретным проектам в сторону создания благоприятных условий для компаний отрасли в целом". В частности, предусматривается переход к бюджетному финансированию исследований и разработок (вплоть до 6-го уровня технологической готовности) в рамках создаваемого национального плана и комплексного плана проведения НИР; финансирование ОКР на принципах возвратного финансирования и поддержка продаж....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали