RBC Daily
3 декабря 2012, 11:24
Факторы успеха для лоукостера в России
После того как генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил о желании компании создать российский лоукостер, эксперты, журналисты и даже пассажиры начали активно спорить о реальности и целесообразности такого шага
Опираясь на опыт работы Bain & Company в авиаиндустрии, в том числе со многими авиакомпаниями-дискаунтерами по всему миру, мы уверены, что "Аэрофлоту", впрочем, как и другим игрокам, по силам создать успешный лоукостер в России. Безусловно, для реализации такого проекта потребуется снять ряд ограничений со стороны государства и привести российское законодательство в соответствие с международной практикой.
Есть три фактора, определяющих успех запуска нового лоукостера, - это верно выбранная бизнес-модель, тотальный контроль за затратами и правильная дистанция от материнской авиакомпании (в случае если речь идет о создании дочерней компании-лоукостера). Давайте рассмотрим их по порядку.
Первое - бизнес-модель. У читателя газетных статей может создаться впечатление, что существует лишь одна модель работы лоукостеров: "летаем за копейки, никакого сервиса, все дополнительные услуги помимо полета за деньги". Это давно не так. Удобные стыковки (Germanwings), места бизнес-класса (AirAsia), работа из хабовых аэропортов (Southwest), питание на борту (jetBlue), система развлечений на борту (GOL) - все, что ранее было немыслимо для классического лоукостера, такого как Ryanair, теперь встречается в моделях работы успешных дискаунтеров. Так что универсального решения, которое бы подходило и для создателей лоукостера с нуля, и для авиакомпаний, создающих "дочку", не существует.
Второй фактор - обеспечение низкого уровня затрат. Хорошо известны способы сократить стоимость перевозок на 30-60% по сравнению с традиционными авиакомпаниями. Это однотипный флот из новых и современных самолетов, простая компоновка и уменьшение расстояния между креслами, большой налет каждого самолета, минимальное время разворота, отказ от обеспечения транзита пассажиров, полеты из "вторичных" и удаленных аэропортов, минимальный набор бесплатных услуг, продажи без посредников (Интернет и колл-центр), жесткие правила по возврату билетов, конкурентные зарплаты сотрудников и более высокая производительность труда.
Сложность в том, что далеко не во всех странах можно легко реализовать каждый из этих принципов. Например, часто приходится слышать, что отсутствие "вторичных" аэропортов и слабая инфраструктура в России существенно осложняют запуск дискаунтера или делают его невозможным. Однако такая ситуация не является уникальной лишь для России. В Китае, Юго-Восточной Азии, Индии и Бразилии все это не мешает развиваться дискаунтерам.
Как пример, одна из самых финансово успешных в мире низкобюджетных авиакомпаний AirAsia летает в главные аэропорты и чувствует себя прекрасно, стараясь, где это возможно, обслуживаться в бюджетных терминалах, торгуясь за скидки за счет объемов перевозок и используя наименее дорогие аэропортовые услуги (например, пассажиры идут пешком до терминала, а не едут на автобусе и не используют телетрап).
В России необходимо отменить ограничение на наем иностранных пилотов, которое поддерживает дефицит пилотов в нашей стране (летные школы не успевают за ростом парка зарубежных самолетов). В результате этого дефицита зарплаты пилотов крупных российских авиакомпаний достигли уровня зарплат пилотов европейских компаний. При этом в одном из недавних проектов Bain & Company по созданию дочернего лоукостера в Европе снижение затрат на экипажи по сравнению с материнской авиакомпанией дало примерно 50% от общего сокращения издержек.
Правительству также необходимо разрешить авиакомпаниям продавать невозвратные авиабилеты. Модель работы лоукостера предполагает максимально возможную загрузку самолетов и продажу дешевых билетов задолго до вылета. Возможность вернуть купленный билет в любой момент, даже за день до вылета, принципиально искажает эту модель. Кстати, по данным Минтранса, даже нынешние традиционные авиакомпании в России теряют до 8% выручки на возвратах.
Еще один фактор, ухудшающий положение потенциальных российских лоукостеров, - это 20% ввозной пошлины на самолеты вместимостью от 170 кресел. Хотя в типичном самолете Ryanair (B737-800) расположено 189 мест, а моноклассовые A320 у AirAsia вмещают 180 пассажиров.
Третий фактор успешного развития лоукостера - взаимоотношения с материнской авиакомпанией. Независимость дочерней бюджетной авиакомпании крайне важна. Модель "авиакомпания внутри авиакомпании" имеет ряд особенностей, которые ставят под угрозу долгосрочный успех проекта. В такой модели неизбежен конфликт интересов при распределении лучших маршрутов, которые в основном достаются "традиционной части" авиакомпании. А неоптимальные бизнес-процессы, которые есть в давно действующих крупных компаниях, неминуемо переносятся на операции лоукостера. Также в крупных авиакомпаниях действуют соглашения с профсоюзами, поменять которые крайне сложно, даже несмотря на то, что рыночным реалиям эти соглашения могут не соответствовать. Ну и, наконец, корпоративная культура традиционного перевозчика, психология его сотрудников и философия менеджеров оказываются несовместимы с самой идеей бюджетного авиаперевозчика.
Один из наших клиентов столкнулся с подобным выбором два года назад. Наша оценка показала, что изначальная сложность операционной модели традиционного перевозчика настолько высока, что реализация "дорожной карты" по переводу части операций в режим дискаунтера гораздо менее практичное решение, чем создание лоукостера с нуля.
По нашему мнению, для лоукостера, который создается традиционным перевозчиком, совместную деятельность с материнской компанией желательно ограничить лишь небольшим количеством вопросов, таких как, например, координация стратегии развития маршрутной сети и закупка самолетов и топлива....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали