bfm.ru
11 января 2013, 09:08
"АэроСвит" прижало к земле политикой
Украинские политологи полагают, что менеджмент компании "АэроСвит" пытается инициировать процедуру собственного банкротства, чтобы авиаперевозчик не перешел в руки старшего сына президента - Александра Януковича
Желание менеджмента украинской авиакомпании "Аэросвит" инициировать процедуру собственного банкротства могло, кроме финансовых, иметь под собой также политические причины, считают украинские политологи.
Напомним, в конце прошлого года компания обратилась в хозяйственный суд Киевской области с заявлением о возбуждении дела о банкротстве с целью начала процедуры санации, восстановления платежеспособности и обеспечения выполнения обязательств перед кредиторами. Об этом говорится в сообщении на сайте компании. Руководители "АэроСвита" уверяют, компания продолжит выполнять свои обязательства перед пассажирами и контрагентами, и деятельность приостанавливать не собирается. Долги перед кредиторами постепенно погашаются.
То, что финансовые проблемы у компании есть, не вызывает сомнения ни у специалистов отрасли, ни у политологов. СМИ неоднократно писали об убыточности компании - то есть об инсценировке финансовых проблем речи не идет.
Но есть и другие причины: у контролирующего компанию олигарха Игоря Коломойского уже давно натянутые отношения с украинскими властями. "Коломойский считался одним из главных претендентов с самого начала на роль украинского Ходорковского. В кулуарах говорят, что большая часть оборотных средств "ПриватБанка", крупнейшего банка Украины и основы империи Коломойского, выведена. И это средство самозащиты Коломойского против возможных "наездов" новых украинских олигархов", - рассказал BFM.ru Директор центра политического анализа "Пента" Владимир Фесенко.
Политолог уверен, что это целенаправленное, управляемое банкротство. По имеющейся у него информации, саму процедуру банкротства контролируют близкие Коломойскому люди. Что не исключает и экономической необходимости банкротства.
"Кроме проблем с менеджментом, еще одна проблема - жлобство элементарное. Одна из бизнес-"стратегий" заключалась в том, чтобы не платить по многим текущим расходам, в частности, аэропортам. Рано или поздно это должно было закончиться серьезными проблемами. Похоже, сейчас Коломойский хочет выйти из этого кризиса с минимальными издержками, и процедура банкротства будет управляемой", - говорит Фесенко.
Политолог, настаивая на экономической целесообразности процедуры банкротства, допускает, что финансовая нестабильность компании была вызвана и политической конъюнктурой: "Ему риски усугубили. Сделали более агрессивную среду. Таким образом его могут подталкивать к тому, например, чтобы он отдал этот бизнес по бросовой цене", - комментирует Фесенко.
Эксперт считает, что олигарх, не желая расставаться с нажитым, сам инициировал процедуру банкротства компании, получив, таким образом, право самостоятельно назначать конкурсного управляющего.
О политических причинах действия менеджмента авиакомпании заявил "Новому Региону" заявил украинский экономист Олег Соскин: по его мнению, Игорь Коломойский специально пошел на банкротство авиакомпании "Аэросвит", чтобы избежать ее захвата структурами старшего сына президента Александра Януковича.
Санация вряд ли поможет
В своем заявлении "АэроСвит" говорит о том, что обратившись в Киевский хозяйственный суд, хочет начать процедуру санации.
Юристы утверждают, что это не самый очевидный вариант решения финансовых проблем: "Для таких целей и намерений действующей редакцией закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" предусмотрены иные основания, предусмотренные ст. 53 закона, которая так и называется "Особенности производства санации должника его руководителем", - говорит в интервью BFM.ru партнер днепропетровской юридической фирмы LegArt Андрей Толстых.
Эта статья действительно предоставляет руководителю право обратиться с заявлением о возбуждении дела о банкротстве должника с целью проведения руководителем процедуры санации еще до подачи кредиторами заявления о банкротстве.
Но в таком случае к заявлению должен прилагаться план санации должника, согласованный с кредиторами, которые дали согласие на ее проведение, письменное согласие кредиторов на назначение управляющего санацией и предложения относительно кандидатуры распорядителя имущества. "В таком случае суд сразу открывает процедуру санации одновременно с возбуждением производства по делу. Что называется, почувствуйте разницу", - комментирует юрист.
Толстых отмечает, что с момента возбуждения производства по делу о банкротстве, т.е. с 29 декабря, для компании вводится мораторий на удовлетворение денежных требований кредиторов, о которых было заявлено до этой даты.
После этого должник не имеет права рассчитываться с кредиторами, пока длится процедура банкротства. "Есть еще вариант погашения требований кредиторов - единовременный расчет со всеми кредиторами, а это, исходя из данных, установленных судом при возбуждении дела о банкротстве, составляет 4 270 290 840,06 грн., что ориентировочно составляет 533 786 355 долларов США. Вероятность его наступления пусть каждый оценит для себя сам. В период действия моратория прекращаются меры, направленные на обеспечение исполнения таких обязательств, запрещается взыскание на основании исполнительных документов, не начисляется неустойка (пеня, штрафные санкции)", - объясняет Толстых.
Судьбоносное для компании заседание назначено на 23 января, после чего суд может или прекратить процедуру банкротства или установить его неплатежеспособность компании. До сих пор суд еще не установил неплатежеспособность "АэроСвита", подчеркивает юрист.
Кроме того, Толстых отмечает, что с 18 января в Украине вступает в силу новая редакция закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", которая в большей мере защищает интересы конкурсных кредиторов, устраняет возможности для различных манипуляций, в том числе затягивания процедуры банкротства. "Действующая редакция закона, напротив, дает для собственника, при условии правильной подготовки, больше возможности для маневра и управления процедурой банкротства", - объясняет Толстых....
Авторские права на данный материал принадлежат «bfm.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали