АвиаПорт.Ru
18 июня 2013, 23:06
Superjet признают региональным
Постановление правительства №1212 о субсидировании затрат на уплату лизинговых платежей претерпит изменения. Минтранс подготовил предложения, согласно которым под действие постановления попадет Ан-148 и, вероятно, SSJ-100
Постановление правительства №1212, принятое в декабре 2011 года, регламентирует возмещение части затрат авиакомпаний на уплату лизинговых платежей за региональные воздушные суда. Эта мера входит в дорожную карту по развитию региональных авиаперевозок в РФ, подготовленную министерством транспорта. Программа подразумевает рост показателя внутреннего пассажиропотока к 2015 году с 32 млн до 45 млн пассажиров и увеличения количества региональных авиасвязей до 1,5 тыс. К 2020 году эти показатели должны возрасти до 75 млн пассажиров и 2000 авиасвязей. В настоящее время для претворения в жизнь мероприятий этой дорожной карты приняты семь программ государственной поддержки перевозок. Две касаются субсидирования федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэродромов регионального и местного значения, а также субсидирования аэродромов, находящихся на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях. Субсидирует государство и воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока, Сибири и Калининграда в европейскую часть страны, а также региональные и межсубъектовые перевозки.
В 2012 году на реализацию постановления №1212 из федерального бюджета было выделено 1,9 млрд рублей, однако авиакомпании закупили всего 26 самолетов, освоив субсидии приблизительно на 1,2 млрд рублей. Невостребованность бюджетных средств в ведомстве объясняют тем, что программа реально стартовала не с начала года, и многие перевозчики просто не успели оформить заявки. Впрочем, представители авиакомпаний и лизингодатели дополняют перечень проблем действующего варианта документа. В частности, в текущей версии он не позволяет субсидировать сделки лизинга, осуществляемые казенными предприятиями. Из-за этого, например, компания "Красавиа" не смогла получить средства на лизинг трех L-410.
Директор дирекции по работе с авиационной и аэродромной техникой Государственной транспортной лизинговой компании Андрей Зайцев отмечает, что в постановлении был заложен слишком малый срок ввода воздушного судна в эксплуатацию: всего шесть месяцев. Чтобы гарантированно успеть выполнить все процедуры, связанные с вводом в эксплуатацию нового самолета, желательно иметь запас в 12 месяцев, полагают лизингодатели. Еще одной проблемой стало требование о первом лизинговом платеже в объеме субсидии: Росавиация не всегда успевала расторопно перечислить денежные средства, а у перевозчиков собственных средств для такого платежа не было. Кроме того, лизингодатели предлагали требовать от авиакомпаний получать не пятилетние банковские гарантии, а гарантии сроком на год с ежегодной пролонгацией. Наконец, чтобы выбрать заложенные в бюджете средства, ГТЛК рекомендовала распространить действие постановления на самолеты, переданные в лизинг в 2011 году.
Изначально постановление №1212 рассматривалось исключительно как инструмент поддержки авиакомпаний, работающих на региональных и местных линиях. Однако авиастроители смогли убедить правительство, что резонно использовать его и для поддержки авиапрома, тем более, что отсутствие ссылок на страну-производитель воздушных судов, лизинг которых субсидируется, позволяет не вступать в противоречие с требованиями ВТО. Согласно мнению Минпромторга, целесообразным было бы расширить действие постановления на турбореактивные самолеты размерностью до 100 пассажирских кресел, чтобы авиакомпании могли воспользоваться им для лизинга отечественных Ан-148 и Sukhoi Superjet 100.
Минтранс проанализировал опыт предоставления субсидий в 2012 году, и в марте 2013 года представил на обсуждение проект поправок в постановление №1212. Согласно документу, теперь принять участие в программе смогут казенные предприятия. И в целом ведомство согласилось, что действие документа следует распространить на лайнеры большей вместимости, чем предусмотрено в настоящее время. "Учитывая размер субсидий, необходимых для финансирования лизинга SSJ-100 и Ан-148 (160 и 198 млн рублей на один борт соответственно - "АвиаПорт"), проектом постановления предусмотрено распространение действия Правил на самолет Ан-148", - указано в пояснительной записке транспортного ведомства.
Спустя три месяца параметры проекта постановления так и не были согласованы, рассказал "АвиаПорту" источник в Минпромторге. С одной стороны, выступая на прошедшем в начале июня втором транспортном форуме Сибири, заместитель министра транспорта Валерий Окулов заявил, что действие программы субсидирования охватит и Ан-148, и SSJ-100. "В этом году в программу введены и турбореактивные самолеты российского производства: Ан-148 и Sukhoi Superjet. Притом на них отведена квота в 30% средств по программе субсидирования", - сказал он. Надо напомнить, что на реализацию постановления правительства предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере 1,9 млрд рублей в 2012, 2,15 млрд - в 2013, по 2,4 млрд рублей - в 2014 и 2015 годах.
С другой, Минпромторг настаивает, чтобы квота на большие лайнеры была увеличена до одной трети от объема ассигнований. Источник в авиаотрасли, знакомый с ходом переговоров, рассказал "АвиаПорту", что увеличение квоты, вместе с разрешением воспользоваться "невыбранными" в прошлом периоде средствами, позволило бы субсидировать состоявшиеся ранее сделки на поставку двух SSJ-100 для авиакомпании "Якутия" и трех Ан-148 для "Ангары".
Однако вероятность того, что Минтранс согласится на эти пожелания, не слишком велика. Целью программы субсидирования является поддержка региональных перевозок, и транспортное ведомство устанавливает приоритет финансирования сделок по лизингу самолетов вместимостью 4-10 кресел, 10-19 кресел, и далее по возрастающей. С этой точки зрения выделение субсидий на один 75-местный Ан-148, по логике чиновников, отнимет средства, достаточные для обеспечения сделок по шести новым Cessna Grand Caravan или четырем L-410. Так что, даже признав SSJ-100 и Ан-148 региональными самолетами, правительство не окажет в рамках постановления №1212 заметной поддержки их продвижению на внутренний рынок....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 13, 2024
"20 авиационный ремонтный завод" выплатит ОДК по суду около 47 млн рублей
Ноябрь 13, 2024
В Кировской области работу санавиации продолжат "Русские вертолетные системы"
Ноябрь 13, 2024
В Кызылорде открылся новый терминал аэропорта