О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Объединяй и властвуй

Вице-премьер Д.Рогозин считает актуальным обсуждение перспектив объединения авиационной и космической промышленности

Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает актуальным обсуждение перспектив объединения авиационной и космической промышленности. Мировой опыт свидетельствует о жизнеспособности такого подхода. Эксперты полагают, что объединение целесообразно, когда происходит в силу рыночных причин, а не из-под палки вице-премьера.

Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин счел необходимым обсудить возможность объединения космической и авиационной промышленности, передают информационные агентства. Такую точку зрения он озвучил в ходе заседания комиссии по расследованию аварии ракеты "Протон". Каким образом может происходить такое объединение, вице-премьер не уточнил, но отметил, что в противном случае космическая отрасль скоро исчерпает научно-технический задел. По его словам, другие космические державы сегодня предпринимают значительно большие усилия для развития космической отрасли, чем Россия. "США - 716 работ [по развитию новых технологий в космосе], у нас - 132 работы", - цитируют информагентства слова Д.Рогозина.

По его мнению, разделение космической и авиационной отраслей в России искусственное. И объединять их надо именно сейчас, когда проблемы ракетно-космической отрасли обсуждаются в верхах. Премьер считает, что технологии, которые сейчас разрабатываются в авиации, могли бы найти применение также и в космической промышленности. "Вполне вероятно, что могут появиться и аппараты, системы межсредные, работающие как в ближнем космосе, так и в воздушном пространстве", - сказал он.

Руководствуясь международным опытом, можно отметить, что суждение вице-премьера вполне имеет право на жизнь. Как американские концерны Boeing и Lockeheed Martin, так и европейский Airbus (до недавнего времени EADS) работают одновременно и на авиационную, и на космическую промышленность. С другой стороны, в западном мире эта синергия сложилась в ответ на запросы рынка, а не по указанию властей. "Такова была логика развития бизнеса, и предприятия стали заниматься одновременно освоением и воздушного, и космического пространства. А в приказном порядке можно с таким же успехом пытаться объединить автомобильную и железнодорожную промышленность", - рассуждает член-корреспондент российской академии космонавтики, доктор наук американского университета Джонса Гопкинса Юрий Караш.

С точки зрения бизнеса, объединение космической и авиационной промышленности в России, по-видимому, пока "не созрело". Проблемы не только в содержании этого процесса, но и в форме. Вице-премьер подробностей своего предложения не озвучил, специалисты же отмечают, что в настоящее время предприятия двух отраслей функционируют по-разному. В то время как в авиастроении сложились вертикально-интегрированные структуры, в основе космической отрасли сохраняются разрозненные предприятия. Не ясно, каким образом можно консолидировать государственное управление этими активами: как авиастроительные предприятия могут перейти под контроль Роскосмоса или наоборот, предприятия космической отрасли - под контроль Минпромторга.

Эксперты отрасли уверены: чтобы такая консолидация стала возможным, оно должна происходить под эгидой некой крупной структуры, способной управлять промышленными активами. Сегодня такие активы собираются под управлением Госкорпорации "Ростех". Соответственно, уместно говорить о том, что объединение мощностей авиационной и космической промышленности станет возможным тогда, когда госкорпорация будет готова ими управлять. В противном случае перетягивание полномочий и бюджетов между авиационным и космическим кланами сделает затею нежизнеспособной на годы вперед.

Справедливости ради, попытки объединения контроля над отраслями уже предпринимались в России. В 1999 году было создано Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос). Но тогда со стороны правительства звучали претензии к отсутствию четкой программы развития авиационной промышленности и затягивании сроков реализации проектов, включая многострадальный Ту-334.

Чтобы изменить ситуацию как в авиационной, так и в космической промышленности, нужно менять надо не форму управления активами, но содержание, считает Ю.Караш. "Берется, как обычно, только антураж, но не содержание проблемы. Лучшим эпиграфом к высказыванию вице-премьера могла бы стать цитата из известной басни: "А вы друзья, как ни садитесь...", - поделился он своей позицией с "АвиаПортом". По словам Ю.Караша, для успешного развития обеих отраслей следует не менять структуру управления ими, но поставить перед обеими некие глобальные задачи, требующие создания новой перспективной техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка