АвиаПорт.Ru
23 сентября 2014, 14:58
Кризис стройке не помеха
Руководство аэропорта "Пулково" констатирует значительное замедление темпов роста международного пассажиропотока. Однако проект продолжает развиваться - планы по созданию новых объектов не сокращались
Где-то убыло, где-то прибыло
Общий тренд снижения темпов роста пассажиропотока не миновал аэропорт Санкт-Петербурга "Пулково". Его руководство констатирует перераспределение пассажирских потоков с международных направлений на внутренние, с чартерных рейсов - на регулярные. Снижение показали рейсы в страны СНГ - в период с начала года по середину сентября они потеряли более 10% пассажиров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рассказал журналистам глава управляющей аэропортом компании "Воздушные Ворота Северной Столицы" Сергей Эмдин. Не снизилось число желающих посетить страны дальнего зарубежья, однако если раньше эти направления стабильно показывали двузначный прирост, то за отчетный период их пассажиропоток увеличился только на 7%. "Что неплохо на общем фоне", - комментируют в "Пулково".
Выравнивают статистику внутрироссийские направления. "Хитом сезона стал рост внутреннего трафика", - сказал С.Эмдин. Число пассажиров традиционно загруженной линии Санкт-Петербург - Москва увеличилось на четверть за 8,5 месяцев 2014 года, популярность остальные внутрироссийских рейсы увеличилась более чем на треть. Одной из причин значительного роста называют переход маршрута Санкт-Петербург - Симферополь в разряд внутренних. После присоединения Крыма к России пассажиропоток на этой линии увеличился в 3,5 раза. Увеличилось количество пассажиров, летающих в Сочи и Краснодар, крупные города Сибири и Урала. Благодаря программам субсидирования региональных авиаперевозок в 4-5 раз вырос пассажиропоток на традиционно малозагруженных рейсах в небольшие аэропорты. Если раньше авиакомпании опасались работать на этих маршрутах, то наличие государственных дотаций сделало их выгодными для перевозчиков и позволило значительно увеличить частотность. Согласно прогнозам, в 2014 году "Пулково", как и предполагалось ранее, обслужит около 14,5 млн пассажиров. "Думаю, с такими показателями мы закончим год. Они позволят сохранить финансовую стабильность, выполнить обещания перед банками и кредиторами, и плавно перейти к следующему году", - сказал С.Эмдин. В следующем году аэропорт планирует обслужить около 16 млн человек.
Однако о том, что внутренний пассажиропоток сможет полностью заменить международный, говорить, пожалуй, не приходится. Иностранные авиакомпании платят за аэропортовое обслуживание в валюте, что позволяет нивелировать рост расходов на обслуживание тех кредитов для аэропорта, выплаты по которым номинированы в евро.
Стройка необходима
Руководство аэропорта настроено позитивно и не намерено отказываться от реализации масштабных проектов развития. Текущий этап строительства планируется завершить в назначенные сроки. Что касается новых объектов, решения по ним будут приниматься по факту роста пассажиропотока. Среди первоочередных потребностей значится возведение базы аэродромного технического обслуживания. Объект уже строится и к концу года будет сдан. База нужна, чтобы сосредоточить хозяйственную деятельность аэропорта в одном месте. "В настоящее время техника выезжает за пределы аэропорта, что связано с временными и финансовыми затратами. Так что мы рассматриваем этот проект, как направленный на оптимизацию наших затрат", - поясняет С.Эмдин. Еще один необходимый "Пулково" объект - централизованный склад аэропорта.
Второй проект - это очередная фаза реконструкции терминала "Пулково-1". Сам терминал планируется сдать в конце года, но, исходя из тенденции роста трафика на внутренних рейсах, строительство решено расширить - к терминалу с юга будет пристроена еще одна галерея, два телетрапа и три выхода на посадку. Два новых телетрапа также появятся в международной зоне. Что касается совершенствования аэродромной инфраструктуры, к концу 2017 года в "Пулково" должна появиться дополнительная скоростная рулежная дорожка на первой ВПП. При этом финансирование строительства плоскостных сооружений будет проводиться оператором аэропорта самостоятельно. Суммарно же инвестиции в развитие на ближайшие три года составят 50 млн евро.
Будущее зависит от пассажиропотока
Самый главный проект на среднесрочную перспективу - строительство нового терминала для внутренних авиалиний, который будет располагаться перед нынешним "Пулково-1", в непосредственной близости от имеющихся зданий, и будет связан с ними крытым переходом. Со временем все внутренние рейсы "переедут" в этот терминал. В нем будет размещена зона регистрации, вторая система обслуживания багажа со всей необходимой инфраструктурой, а также входной контроль и спецконтроль. Залы ожидания и выходы на посадку будут находиться в нынешнем "Пулково-1" и галерее между ним и международным терминалом. Инвестиции в строительство нового терминала внутренних рейсов составит порядка 400 млн евро. Согласно ранее озвученным данным, он должен появиться в период с 2019 по 2025 год. Проектирование его, как и было задумано, планируется начать в следующем году. Однако точный срок начала строительства будет зависеть от динамики роста пассажиропотока и потребностей аэропорта.
Касаемо долгосрочных планов, "Пулково" продолжает консультации с британскими архитекторами. Изначально, когда в конце прошлого года с ними был подписан договор, предполагалось, что в течении ближайших четырех месяцев партнеры определятся с будущим "Пулково" до 2039 года. Компания-проектировщик должна была решить, как будут расширяться аэровокзальный комплекс, аэродромная зона и привокзальная территория. За работу британцы получили более 15 млн рублей. По-видимому, процесс несколько затянулся, и согласно новым планам "Пулково" эта работа подойдет к логическому завершению к концу текущего года. Результаты будут представлены партнерам. "Ничего революционного там нет, есть уточнения параметров размещения различных объектов. По-прежнему данный план до конца концессии предполагает рост пассажиропотока аэропорта до 30 млн человек. Сейчас мы уточняем финансово-экономические и строительные параметры в привязке к пассажиропотоку", - говорит С.Эмдин, напоминая, что в отношении этой фазы строительства жестких обязательств по срокам возведения объектов нет.
Позже, вероятно, аэропорту понадобится еще одна новая рулежная дорожка. Строить ее тоже придется за собственные средства. Представители аэропорта также считают очевидной необходимость дальнейшего расширения перрона. Но решение о строительстве этих объектов будет напрямую связано с количеством выполняемых взлетно-посадочных операций. Пока же делать точных прогнозов на этот счет никто не берется.
Пассажиров больше, сборов - меньше
Финансовая сторона проекта в целом тоже соответствует бизнес-плану, говорит руководитель аэропорта. Суммарный объем инвестиций, указанный в концессионном соглашении, составляет порядка 1 млрд 200 млн евро. Из них 700 млн евро - кредитные средства, причем порядка 98% кредитной линии международного банковского консорциума уже выбрано. Собственные вложения аэропорта составили более 100 млн евро, остальное - средства акционеров. "С точки зрения затрат на покрытие долгов мы, естественно, убыточны. По операционной деятельности, конечно, прибыльны. Мы идем примерно согласно бизнес-плану", - охарактеризовал ситуацию С.Эмдин. По его словам, с точки зрения пассажирского трафика есть значительное отклонение в положительную сторону, но с точки зрения выручки от тарифов и сборов - в отрицательную, потому как изначально заложенные тарифы не были подтверждены Федеральной службой по тарифам. "Большого запаса прочности у нас нет, но и беспокойства никто не высказывает", - констатировал С.Эмдин.
Прошедший 2013 год стал первым, когда аэропорт начал выплаты по концессионному соглашению, они составили около 670 млн рублей. В 2014 году сумма будет выше - около миллиарда рублей, - так как она привязана к результатам деятельности аэропорта: частично к обороту, частично к операционной прибыли.
Возмещать растущие расходы аэропорт может двумя способами - за счет неавиационных доходов и за счет сборов с авиакомпаний. Нынешняя система тарифного регулирования, применяемая в "Пулково", хоть и является некоторым компромиссом между желаниями ФСТ и аэропорта, все равно не полностью удовлетворяет потребностям предприятия. Начиная с 2014 аэропорт работает по новой и уникальной схеме долгосрочных тарифов, рассчитанных и согласованных на пять лет вперед. Руководство "Пулково", со своей стороны, хотело бы получить полную свободу от тарифного регулирования. Однако, в отличии от московского авиационного узла, где такая мера рассматривается, в Ленинградской области альтернативы "Пулково" нет, и конкуренты у него только косвенные. Поэтому регулятор принял решение, что тарифы там должны регулироваться. Плюс этой системы - предсказуемость. Минус - сложность изменения ставок в большую сторону в случае резкого роста себестоимости услуг. "Мы надеемся, что несмотря на некие всплески затрат, нам не придется идти в тарифные органы просить пересмотреть тарифы, потому что это опорочит всю концепцию, если мы, апологеты этого проекта, скажем, что он не работает", - объясняет С.Эмдин. Он выразил надежду, что несмотря на некоторую непредсказуемость рынка, у аэропорта останется достаточно возможностей, чтобы нивелировать возможные негативные эффекты.
Примером такого "всплеска расходов" стал, например, резкий рост стоимости противогололедных реагентов. Для "Пулково" их цена, по разным причинам, увеличилась почти на 80% в сравнении с прошлым годом. Руководство аэропорта обратилось с жалобами в регулирующие органы, но ответа пока не последовало. По словам С.Эмдина, среди поставщиков аэропорта долгосрочные контракты не заключаются фактически ни с кем, то есть от резкого роста расходов аэропорт не застрахован. Долгосрочное соглашение подписано только с трудовым коллективом, и это является хотя бы какой-то страховкой, поскольку фонд оплаты труда - очень большая статья расходов аэропорта.
Оптимистичнее обстоят дела с неавиационными доходами. На них, согласно планам, должно приходиться около четверти от общего дохода. По итогам прошлых лет этот показатель не превышал 15%, но в новом терминале возможности для торговли значительно расширены, а улучшение качества инфраструктуры позволяют заключать договоры с компаниями на принципиально других условиях. Внутри терминала бизнес ведут как видные мировые игроки, известные сети, так и местные компании. Плюс развитой зоны duty-free в данном случае в том, что он приносит валютную выручку, что важно на фоне изменчивого курса рубля.
Для счастья не хватает свободы
Увеличить доходы "Пулково" помогла бы либерализация соглашений о воздушном сообщении. В настоящее время рассматривается несколько вариантов привлечения новых авиакомпаний и пассажиров из-за рубежа. В разной степени на эти процессы могли бы повлиять получение пятой свободы авиакомпаниями, летающими в Санкт-Петербург, введение безвизового режима и привлечение партнера на дальнемагистральные направления. Первым вариантом уже заинтересовались некоторые игроки рынка. Планы полетов через Питер в Европу строит корейская авиакомпания. Однако замысел представителей аэропорта состоит в том, чтобы привлечь перевозчика на маршрут, который не используют российские авиакомпании. Большого числа новых пассажиров этот шаг бы не принес, но зато имел бы крайне позитивное влияние на качество маршрутной сети аэропорта. 72-часовой безвизовый режим, в свою очередь, может привлекать в "Пулково" до 1 млн пассажиров в год через несколько лет после начала действия, считает руководство аэропорта. Он пользовался бы популярностью как у транзитных пассажиров, так и у туристов из ближайших европейских стран. Что касается открытия дальнемагистральных рейсов, в "Пулково" хотят предоставить пассажирам возможность прямых перелетов в Северную Америку, однако авиакомпании пока не рискуют идти на такой шаг. Дополнительным этапом либерализации законодательства бы стать допуск полетов европейских лоукостеров не только из тех стран, где они зарегистрированы, но и из других пунктов.
Развитие регулярной перевозки выглядит логичным на фоне многочисленных банкротств туристических компаний. Пассажиры все чаще выбирают самостоятельные путешествия, перестают обращаться к посредникам и пользуются регулярными рейсами, констатируют в "Пулково". Вместе с тем, если еще полгода назад аэропорт активно рекламировал новые направления и новых партнеров, то сегодня ситуация несколько изменилась - громких новинок на зимний сезон не запланировано. Однако в компании надеются, что со стабилизацией политической ситуации картина изменится в лучшую сторону.
Немцы заходят вглубь России
Несмотря на определенную политическую нестабильность партнер "Пулково" - немецкая компания Fraport - намерена продолжить развитие в России и начать экспансию в другие регионы. Какие конкретно аэропорты могут заинтересовать немецких инвесторов, пока не сообщается. Вероятно, этот будут города Сибири и Урала. Переговоры на этот счет прошли в рамках инвестиционного форума в Сочи. При этом, по словам С.Эмдина, руководство Fraport настроено развиваться в России вместе с ВТБ и ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы", которых считают "комфортными партнерами"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали