Коммерсантъ FM
15 октября 2014, 19:38
Государство не должно поддерживать убыточные авиакомпании
К такому выводу пришли эксперты Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации
Как отметил в эфире радиостанции "Коммерсантъ FM" директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд, государство должно поддерживать отрасль в целом, а от адресных субсидий стоит отказаться.
"В секторе социальных обязательств государства господдержка уместна, нужна, и желательно, чтобы развивалась еще дальше. В других случаях господдержка только искажает реальную эффективность тех или иных участников рынка, расслабляет их. Государство должно заботиться не об убыточности перевозчика, а о потребителях. Пока на рынке есть высокая конкуренция, есть много сильных игроков, уход какого-то одного игрока... Другие игроки, как акулы, съедят его, как добычу, сами", - заключил Фридлянд.
В НИИ гражданской авиации заявили, что кризис 2008-2009 годов спровоцировал банкротства российских авиакомпаний, однако это почти не отразилось на развитии рынка. За последние три года перестали работать перевозчики, которые обслуживали в общей сложности 3,5 млн пассажиров, однако объемы перевозок продолжали расти, отметили специалисты.
Как отметил "Коммерсантъ FM" вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, все идет к укрупнению рынка авиаперевозок.
"Снижается подвижность населения", - пояснил Горин. - "В международных перевозках зачастую это обусловлено изменением курсов валют, потому что ряд тарифов рассчитывается из валютных котировок. Все лизинговые контракты - в валюте. Компании получают свой доход в рублях, то есть им нужно скомпенсировать рост курса, разницу. Действительность осложнилась из-за ограничения полетов над Украиной. Убытки, которые несут перевозчики, составляют многие миллионы евро. Снижается как таковая глубина продаж и спрос. Можно говорить об укрупнении рынка. Наверное, компании, которые экономически не справляются с текущей ситуацией, будут думать о консолидации с другими авиационными альянсами, что происходило во всем мире.
По подсчетам НИИ гражданской авиации, сейчас заполняемость на регулярных рейсах российских авиакомпаний составляет менее 80%. Это резерв для перевозки около 4 млн пассажиров в год. Поэтому даже после ухода какого-либо крупного авиаперевозчика, эту нишу смогут заполнить другие игроки рынка.
Выводы экспертов НИИ - научные изыскания, не учитывающие реальную ситуацию, пояснил радиостанции "Коммерсантъ FM" гендиректор Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев.
"Уйти-то уйдут, но кто подхватит? А куда парк? Он же весь в лизинге. Значит, мы сначала должны лизинг сдать и отдать эти машины, а потом взять их в какую-то компанию. А в какую компанию? Во-первых, нужно место базирования. Люди - два. Хорошо говорить: "Вот, у нас 120 компаний, они подхватят". Не подхватят. Подхватить могут только какие-то местные или региональные перевозки. Дальние перевозки, международные мы не подхватим. Для этого нужен, по меньшей мере, год. Мы просто загубим наши перевозки", - подчеркнул Горбачев.
По данным газеты "Коммерсантъ", среди авиакомпаний, оказавшихся сейчас в трудной ситуации, - Трансаэро и Ютейр. Однако по словам экспертов, пока проблемы решаемы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей