О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании добились от ФАС отмены новой системы тарифообразования

С учетом реалий кризиса авиакомпаниям удалось избежать ввода новой системы тарифообразования со стороны ФАС. Ведомство пошло на уступки перевозчикам и отложило внедрение системы на два года

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что ФАС не торопится внедрять новую систему и даже готова пойти на увеличение сроков внедрения системы до двух лет. Игорь Артемьев сообщал, что антимонопольное ведомство пошло на уступки перевозчикам "с учетом реалий кризиса", в результате которого значительно снизился поток пассажиров и покупательная способность.

По словам экспертов, система предлагает снижение цены на авиабилеты по мере приближения даты вылета, а также в случае недозагрузки рейса. Таким образом, стоимость авиабилетов должна напрямую зависеть от заполняемости самолета и дальности перелета. При этом цены могут повышаться и снижаться в зависимости от спроса.

Напомним, что весной текущего года, ФАС вынесла ряд предупреждений авиакомпаниям, которые по мнению ведомства занимают ведущее положение на отдельных товарных рынках и навязывают пассажирам тарифы "без учета динамики потребительского спроса объема реализованных авиабилетов за конкретный период времени по мере приближения к дате вылета".

Однако изменений со стороны авиакомпаний не произошло, а "Аэрофлот" подал иск о признании незаконным постановления ведомства, вынуждающего авиаперевозчиков изменить ценовую политику. Однако уже в середине сентября ФАС выиграла дело в Арбитражном суде Москвы.

По словам пресс-секретаря ФАС России Татьяны Селюковой, еще в октябре, после решения суда, подтвердившего законность предупреждения ФАС России, перевозчики выразили готовность совершенствовать систему ценообразования и продаж, и сейчас обсуждаются различные механизмы.

"Полагаем, что система динамического ценообразования, реагирующая на изменения спроса, отвечает интересам как потребителей услуг - пассажиров, так и авиакомпаний", - добавила Татьяна Селюкова.

Действительно, заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин подчеркнул, что в течение месяца российские авиакомпании вполне могут перейти на новую систему тарифообразования. По его словам, авиакомпании уже проявили готовность совершенствовать систему. Тем временем к концу 2014 года ведомство планирует разработать общедоступную систему мониторинга тарифных планов авиакомпаний.

"На мой взгляд, авиакомпании готовы совершенствовать систему ценообразования, - добавила аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. - Однако авиаперевозки - это бизнес, поэтому изменения в конечном итоге должны быть направлены на генерацию дополнительных доходов".

Тем временем первый заместитель генерального директора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров напомнил, что авиакомпания "Трансаэро", в свою очередь, никогда не обжаловала решения ФАС в суде, а более того, постоянно вела с ФАС конструктивный диалог.

"Существующая сейчас в "Трансаэро" система образования тарифов и управления доходностью полностью соответствует известным нам требованиям ФАС России", - добавил Дмитрий Столяров.

Некоторые эксперты предполагают, что условия системы тарифообразования со стороны ФАС противоречат общемировой практике.

"Предлагаемая система фактически разрушит ценовую политику авиакомпаний, основанную на экономических законах, и приведет к резкому снижению глубины продаж, что может выразиться в обострении финансовых проблем перевозчиков", - подчеркнула Алла Юрова.

Предположим, если цены на авиабилеты будут значительно снижены за два дня до вылета, то действительно ни один здравомыслящий пассажир не станет покупать билеты раньше, по более высокой цене. Такая гипотетическая ситуация, по мнению генерального директора консалтинговой фирмы "Инфомост" Бориса Рыбака, не только идет вразрез с общемировыми стандартами, но и создаст колоссальную нагрузку на все системы авиакомпаний.

Будет ли принята новая система тарифообразования через два года, эксперты предположить затруднились. Однако смягчение позиций ФАС в сторону увеличение сроков внедрения системы даст авиакомпаниям возможность решить проблемы в сложившейся кризисной ситуации.

"Вероятно, что непростое финансовое положение большинства авиакомпаний на фоне сложившейся макроэкономической конъюнктуры стало одним из факторов, которые привели к смягчению позиций ФАС в данном вопросе. Дальнейший диалог ФАС и авиакомпаний должен учитывать специфику авиабизнеса", - добавила Алла Юрова.

Тем временем пресс-секретарь ФАС Татьяна Селюкова заметила, что ФАС не предлагает радикально изменить систему тарифообразования на авиаперевозки. По ее словам, позиция ФАС состоит в том, что перевозчики не должны злоупотреблять инструментарием, позволяющим увеличивать или поддерживать цену на билеты, полагая, что свободные места на борту воздушного судна оплатит бизнес-пассажир или пассажир, вынужденный обстоятельствами лететь по любой цене.

Таким образом, ФАС исходит из трех возможных стратегий дистрибуции: на последовательный рост, поддержание цены в ходе продаж и предполагающие возможное снижение цены в зависимости от степени наполняемости воздушного судна.

"Мы понимаем, что механизм ценообразования в сфере авиаперевозок является сложным, влияние на него оказывает целый ряд факторов, в том числе таких, как спрос, сезонность, глубина продаж, уровень конкуренции на маршруте", - отметила в заключение Татьяна Селюкова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка