О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылья нового качества

Как в Объединенной авиастроительной корпорации внедряют практики бережливого производства

Вывод ОАК в серию SukhoiSuperjet100 и Су-35С, выполнение крупнейшего контракта по МиГ-29СМТ и ускорение работ по МС-21 сопровождается внедрением на предприятиях корпорации современных практик бережливого производства.

Еще в конце 2013 года президент ОАК Михаил Погосян обозначил одну из приоритетных задач - снижение трудоемкости сборки ключевых моделей боевых и гражданских самолетов. Программа бережливого производства (lean production; лин-преобразования, или лин-технологии) предполагает снижение трудоемкости сборки самолетов в целом в пять раз, в частности по истребителю Су-35 - в 3,6 раза. А перевод производства SSJ100 на продуктовый принцип на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе уже привел к снижению времени сборки на 40%, а затрат - на треть. По новым принципам был завершен и проект организации производства среднемагистрального лайнера МС-21 на Иркутском авиастроительном заводе (ИАЗ). "Существует огромная разница в выпуске гражданских и военных самолетов. В среднем ресурс боевой машины составляет 6 тыс. часов, гражданской - 60 тыс. часов,- говорит Александр Сергунов, технический директор ИАЗа.- Поэтому во втором случае намного жестче требования к технологии производства, выполнению параметров процессов".

Обычно создание новой серийной машины начинается со строительства нового или как минимум реорганизации производства. Однако руководство ИАЗа решило развернуть выпуск гражданского самолета в тех же цехах агрегатно-сборочного производства, где до последнего времени собирали военные Су-30МКИ, Су-30СМ и учебно-боевые Як-130. В итоге под выпуск гражданского лайнера удалось высвободить более 10 тыс. м производственных площадей. Практически на треть удалось обновить технический парк. Переоснащение производства поначалу ставило в тупик некоторых рабочих, которым не доводилось работать с таким дорогостоящим и высокоточным оборудованием. Так или иначе, теперь на ИАЗе около 70% рабочих, обслуживающих станки с ЧПУ, имеют высшее образование, у остальных - среднее специальное. На ИАЗе была сформирована система внедрения методов бережливого производства (БП). Надо отметить, что руководители ИАЗа прошли практический тренинг с целью изучения философии и инструментария БП, в том числе за рубежом.

На сегодня одной из важнейших для ИАЗа является задача организации поточного производства перспективного пассажирского лайнера МС-21, которое предполагает устройство рабочих мест по принципу вытянутой руки. В настоящий момент на ИАЗе технологиям БП обучено около 7 тыс. человек - больше половины персонала. Обучение проходит непрерывно, параллельно с внедрением инструментов и методик в производственные процессы.

Лин-преобразования (наряду с модернизацией производства) дали ощутимый результат: выработка на одного сотрудника на ИАЗе увеличилась в 2,3 раза и превышает сегодня 4 млн руб. в год. По этому показателю иркутский авиастроительный - один из лидеров в отрасли.

Лин-технологии внедряются и на другом крупном авиационном предприятии - РСК "МиГ". Причем делается это в рамках выполнения крупнейшего оборонзаказа. По контракту с Минобороны предприятие до конца 2016 года должно поставить ВВС 16 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ. Стоит сказать, что существовавший такт выпуска самолетов в 22 рабочих дня не позволял выполнить контракт - пришлось сократить время такта до десяти рабочих дней. Наиболее важным достижением при работе над проектом стала локализация работ: теперь рабочие закреплены за конкретной платформой, выполняют работы только на ней. Исключение составляют особо ответственные работы, которые по-прежнему выполняются одной мастерской на всех платформах. В итоге после введения практики БП время сборки легкого истребителя МиГ-29КУБ сократится с 88 до 50 дней. Сергей Коротков, гендиректор "МиГа", отмечает, что на современном этапе развития военного авиастроения уже не требуется закупки истребителей и бомбардировщиков в масштабах советского времени, поэтому акцент делается на тактико-технических характеристиках самолетов и возможности проведения нескольких модернизаций. И такой подход также идеально укладывается в философию лин-преобразования.

В результате, по словам директора департамента по развитию производственной системы ОАК Владимира Овчинникова, предприятия корпорации реализовали уже более 30 проектов в области бережливого производства, экономический эффект от которых только в 2013 году оценивается в несколько сотен миллионов рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка