Центр политического аналитика
20 ноября 2014, 18:08
Китайский клон "Сухого"
В китайском городе Чжухай закончила свою работу международная авиакосмическая выставка Airshow China-2014. Российская делегация продемонстрировала там более 200 самых современных и перспективных образцов своей боевой и гражданской техники
Посетила южный китайский город и пилотажная группа ВВС России "Русские витязи". Корреспонденты ТАСС, аккредитованные на салоне, сообщали о том огромном впечатлении, которое произвело на авиационных специалистов из многих стран мира и простых посетителей выставки показательное выступление русских воздушных асов. Они бурно аплодировали тем неповторимым элементам воздушной акробатики на тяжелых истребителях (а только российские летчики используют в групповых показательных полетах современную боевую технику), которые демонстрировали в небе Чжухая пилоты из подмосковной Кубинки.
Интересно, что такие же замысловатые фигуры высшего пилотажа, только уже в индивидуальном показательном полете, демонстрировал посетителям Airshow China-2014 и летчик-испытатель фирмы "Сухого", Герой России Сергей Богдан на сверхманевренном многофункциональном истребителе Су-35. Интригу его выступлению придавал тот факт, что Пекин и Москва уже не первый год ведут переговоры о поставках этого истребителя Китаю и, как говорят приближенные к этому процессу эксперты, якобы уже приближаются к их финальному раунду - подписанию соответствующего контракта. Пируэты, горки, горизонтальные винты, "кобра Пугачева", кружение и танцы в воздухе практически на одном месте, как у вертолета, тридцатитонной боевой машины, конечно же, не могли не вызвать восхищения у местной публики. Тем более в предчувствии, что вскоре такой уникальный боевой самолет может встать на вооружение ВВС Китайской Народной республики.
Но встанет ли?
Вопрос не риторический. Автор этого материала уже заметил, что переговоры о поставках Су-35 в Китай идут не первый год. Казалось бы, пора ударить по рукам и подписать соответствующее соглашение. Тем более, что военное и военно-техническое сотрудничество России и Китая имеет достаточно большой опыт. На вооружении Поднебесной еще с советских времен осталось огромное число образцов отечественной боевой техники, в том числе и авиационной. Хотя носит она, что вполне понятно, уже не советские, а китайские названия и китайские индексы. Да и в постсоветское время Россия поставила Пекину десятки истребителей Су-27, даже продала ему лицензию на производство этих самолетов на местных авиастроительных предприятиях. В начале девяностых годов прошлого века, как рассказывал мне легендарный генеральный конструктор ОКБ "Сухого" Михаил Симонов, китайские заказы спасли его фирму от безденежья и разорения. В те же годы выручили китайские товарищи и Корпорацию ПВО "Алмаз-Антей", закупив у нее несколько десятков зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ, а затем и более поздние его модификации. На вооружении ВМС Китая стоят российские дизельные подводные лодки, построенные для него в недавнее время, три эсминца с самыми современными противолодочными, противокорабельными и противовоздушными комплексами… Не очень понятно, в чем причина торможения новых контрактов?
Но причин много. Выделим из них самые острые. Некоторые военные эксперты, знакомые с ситуацией в военно-техническом сотрудничестве Москвы и Пекина, утверждают, что одна из основных здесь - стремление китайских специалистов получить минимальное количество образцов российской военной продукции, чтобы потом скопировать ее для поставок, как в свою армию, так и на экспорт. При этом российские оборонные предприятия не получают реальной цены за вложенные в создание тех или иных боевых образцов финансовые средства. И, более того, своими руками создают себе на мировом оружейном рынке очень мощного конкурента, у которого есть возможность резко сбивать цену на свою продукцию, аналогичную российской.
Примеров тому хоть отбавляй. Один из них связан именно с истребителем Су-27. Рассказывают, что по контракту начала девяностых годов прошлого века Пекин должен был закупить у фирмы "Сухого" и его завода в Комсомольске-на-Амуре 200 машинокомплектов (планеры, двигатели, РЛС, аппаратуру и другие комплектующие) истребителей, которые по лицензии собирал на своем заводе в Шеньяне. Но уже после девятого десятка этих комплектов китайцы отказались от их дальнейших закупок и стали делать свои истребители под названием Shenyang J-11. Примерно такая же история произошла и с отечественным зенитно-ракетным комплексом С-300, который в китайском варианте теперь называется Хунци-9 или HQ-9. Более того, в тендере на поставку ЗРК Турции этот комплекс победил, как отечественный С-300ПМУ, так и американский Patriot PAC-2. Анкара выбрала китайский вариант ЗРК. А с корабельным Су-33 получилось еще интереснее.
Сначала Пекин купил у Украины недостроенный на Николаевском заводе аналог нашего тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" - "Варяг". Перетащил его на буксирах к себе в город Далянь, якобы, для того, чтобы сделать из него торгово-развлекательный комплекс. Но очень скоро аттракционы с палубы исчезли, крейсер стал тем, кем он и должен был стать - авианосцем с названием "Ляонин". А на его борту появились палубные истребители Shenyang J-15, скопированные с российского Су-33, оставшегося на Украине во время испытаний авианесущих крейсеров проекта 11435 "Кузнецов". Договориться с фирмой "Сухого" о покупке таких самолетов не удалось, а Киев оказался крайне сговорчивым. Тем более, что ему палубные истребители не нужны ни под каким предлогом - авианосцев у него нет и не предвидится.
О китайских клонах российской боевой техники можно рассказывать бесконечно. На любой международной выставке вооружений на стендах компаний из Поднебесной можно увидеть знакомые аналоги отечественных танков, артиллерийских систем, в том числе и залпового огня, зенитно-ракетных комплексов и много другого. Одно время автор этих строк фотографировал эти образцы, чтобы спросить у московских ревнителей авторского права: почему никто не предъявляет претензий нашим соседям и партнерам за беззастенчивый "копирайт" боевых машин и за отсутствие роялти нашим конструкторам за поставленные Китаем на экспорт отечественные аналоги? Ответ всегда звучит так: подобные претензии предъявить очень трудно. Потому что нет абсолютного клона. Если есть хоть какие-то изменения, например, вместо цилиндрообразных контейнеров для хранения ракет коллеги используют квадратные в сечении контейнеры, то ни один международный суд не примет твой иск к рассмотрению.
Есть и другие причины, почему никаких претензий к копиистам российских боевых машин, в том числе и к китайским, никто по большому счету не предъявляет. Одна из главных - копия всегда хуже оригинала. Как ни старайся, ни изгаляйся, а добиться тех тактико-технических характеристик, которые заложены в первоначальный образец, практически невозможно. В первую очередь, это утверждение относится не к механической, а высокоинтеллектуальной продукции.
Во-первых, потому, что на экспорт российские предприятия поставляют машины с аппаратурой, чуточку "загрубленной" по отношению к той, что поступает на вооружение Российской армии. Во-вторых, можно скопировать внешний облик, можно измерить до микронов какие-то механические компоненты, "сфотографировать" и перерисовать их до предельной точности, но нельзя расшифровать и скопировать программное обеспечение, если это касается высокоинтеллектуального оружия, каким, к примеру, является истребитель или ЗРК, их радиолокационные комплексы, системы управления. Нельзя повторить, в том числе, и характеристики авиационного или ракетного двигателя.
Китай делает очень неплохие самолеты, в том числе и копии российских. Но вот двигатели, установленные на этих машинах, кстати, тоже копии отечественных, сильно уступают своим аналогам по ресурсу, да и по мощности тоже. И Пекин вынужден покупать такие двигатели для самых перспективных своих самолетов у той же России, Он даже ставит их на экспортные варианты своего Chengdu FC-1 Xiaolong, скопированного с израильского "Лави", который теперь делает для Пакистана и вместе с Пакистаном.
Почему так происходит, лучше всего знают специалисты двигателестроения. Но, как говорят, дело еще и в структуре металла, из которого сделаны лопатки турбин, другие детали мотора. Вот и для своего самолета 5-го поколения, рассказывают участники салона в Чжухае, Пекин хочет купить у Москвы тот двигатель, который стоит на переходной модели отечественного истребителя 5-го поколения Т-50. Россия создает для него новый двигатель, а тот, что стоит сейчас, как прозвучало в прессе, готова выпускать на совместном предприятии вместе с китайскими специалистами.
И если вернуться к разговорам о контракте на многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35, то, по мнению экспертов, ничего страшного в том, что мы продадим этот самолет Поднебесной, нет. Правда, при некоторых обязательных условиях. Одно из них - Китай должен закупить и оплатить достаточно крупную партию этих машин (около 30 единиц), чтобы ее разработчики смогли окупить свои затраты на создание истребителя, его испытания в самых разных режимах, доведения аппарата до идеала, пригодного для любых видов воздушного боя и поддержки войск на земле и в море. Второе условие, на котором, как сообщается, настаивает Пекин. На Су-35 должна стоять определенная китайская аппаратура, а ее индексация выражена в иероглифах.
Условие это российскими специалистами, как утверждают, принимается. Но с тем, что закупка первой партии истребителей - это один контракт, а модернизация или подстраивание машины под китайские требования - это второй контракт. Так просто заменить одну аппаратуру на другую нельзя. Нужно провести с обновленной машиной весь комплекс испытаний, какой осуществлялся при создании первичного образца. Только тогда конструкторы и авиастроители могут быть спокойны, что не уронили свой авторитет - поставили заказчику настоящий продукт, отвечающий всем высоким требованиям современного боя, а не какой-то полуфабрикат.
Ну, а если потом китайские умельцы захотят сделать копию или клон новой "Сушки", то - флаг им в руки. Пока они будут этим заниматься, фирма "Сухого" создаст еще одну и даже не одну машину, которая будет хоть чуточку, но лучше тех, что уже летают в боевом строю. Как в российских ВВС, так и в китайских....
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр политического аналитика». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали