Российская газета
20 ноября 2014, 19:35
Тот, да не тот
Звездой завершившегося авиакосмического салона Airshow China-2014 стал наш многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35
Это неудивительно. Машина отличается лучшими в мире пилотажными возможностями, самым мощным бортовым радаром и передовой авионикой. Все это придает российскому истребителю характеристики пятого поколения. Более того, именно на этом самолете отрабатывались почти все элементы российского прототипа истребителя пятого поколения Т-50, который проходит сейчас летные испытания.
Интрига заключалась в следующем. Китай тоже активно работает над созданием собственного истребителя 5-го поколения. И в то же время проявляет интерес к Су-35. Уже несколько лет "Рособоронэкспорт" и Объединенная авиастроительная корпорация ведут переговоры о продаже в эту страну партии таких истребителей. Но в прессе, да и среди некоторых российских экспертов звучат опасения, что китайцы хотят получить Су-35 с одной целью - скопировать, чтобы использовать отработанные на нем элементы 5-го поколения в своем истребителе будущего, испытания которого сейчас ведутся. Кстати, прототип китайского истребителя 5-го поколения J-3 несколько раз пролетал над летным полем авиасалона в Чжухае.
Действительно, опасность клонирования есть. И это даже можно объяснить. Слишком долго Китай был в самом хвосте мирового научно-технического прогресса. И, когда появилась возможность технологического рывка, в Пекине задумываться не стали. Была дана команда - брать все лучшее в мире и адаптировать к своим условиям.
Кстати, подтолкнул к такому шагу китайцев СССР. В период с 1949 года (образования КНР) до 1956-го, а возможно, и до начала 1960-х, наша страна безвозмездно передавала КНР целые заводы и всю технологическую документацию на ту продукцию, которую эти предприятия могли выпускать. Так, в Китае зародилось машиностроение, в том числе авиационное, автомобильное и даже ракетное.
Со временем в КНР появилась самодостаточная промышленность, способная решать любые задачи. Но склонность к наиболее простому пути, видимо, осталась. Зачем самим решать сложные технологические задачи, если они уже кем-то решены? Надо просто взять и скопировать. Естественно, адаптировав "новинку" к своим условиям.
Наверное, поэтому в Китае, где автомобильная индустрия развивается невиданными темпами - и это сопровождается строительством прекрасных автобанов - все автомобили как две капли воды похожи на американские и европейские топ-модели. Японцев здесь игнорируют в принципе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали