Воздушный транспорт
17 июля 2002, 17:46
Кошки по небу летают...
В технике проблема названий гораздо сложнее. Но там выручают аббревиатуры конструкторов, технические сокращения и т. п., реже оригинальным творениям инженерной мысли присваиваются названия городов или фамилии известных граждан страны.
Издавна, и больше всего, повезло кораблям и пароходам. Их нарекали грозными именами выдающихся царедворцев, непобедимых флотоводцев или полководцев. Но морские суда со временем стареют, ржавеют, ветшают. Их устанавливают на вечные стоянки, в них устраивают музеи под открытым небом или списывают на слом. А на волнах морей и океанов появляются новые суда-тезки: более совершенные технически, но со старым, известным всему миру легендарным названием. Вряд ли нарекут новый огромный океанский лайнер несчастливым названием "Титаник", но вот российский крейсер "Варяг" пережил не одну жизнь...
Так и вспоминаются слова из популярной песни Владимира Высоцкого: "Хорошую религию придумали индусы". Речь в ней о перевоплощении человека в последующей жизни. Ранее был котом - теперь сутенер, был собакой - стал сторожем, был обезьяной - превратился в циркача.
В. С. Высоцкий обладал непревзойденным талантом поэта-юмориста. Но ведь его суждения о чудесных превращениях живого существа в последующей земной жизни и без религии индусов имели место... в авиации.
В первые десятилетия прошлого века в США строили много летательных аппаратов, которым присваивали забавные названия. Каждый владелец самолета или его пилот дополнительно наносили на фюзеляж свое оригинальное "везучее" прозвище или имя любимой женщины. Довольно часто новым моделям аэропланов и самолетов присваивались названия самых быстрых птиц или ловких животных. Американцы до начала первой мировой войны не создавали и не строили самолеты-истребители, увлекаясь спортивными гоночными воздушными машинами. Вступив в войну только в 1917 г., они стали строить легкие военные самолеты по лицензиям европейских союзников.
По заказу техасского миллионера С. Конса авиастроительная фирма "Кетрисс" к авиагонкам на кубок Гордон-Беннета в 1920 г. построила подкосный моноплан, который назвали "Техас Уайлдкэт" ("Дикий техасский кот"). Удачный самолет был построен всего в одном экземпляре, он развивал скорость до 295 км/ч, но еще по пути на гонки во Францию этот быстрый "дикий кот" разбился.
Прошло 17 лет. 2 сентября 1937 г. конструкторы американской авиафирмы "Грумман" подняли в небо опытный палубный истребитель XF4F-2. который развивал скорость 537 км/ч. Самолет назвали "Уайлдкэт". Новый "Дикий кот" получил новую жизнь. Перед началом Второй мировой войны 81 такой самолет заказала Франция. Те "дикие коты", что попали в ВВС Великобритании, были переименованы в "Мартлеты". Размножались "дикие коты" потрясающе. Заводы "Дженерал Моторс" наклепали в США 7885 таких истребителей типов FM-1 и FM-2, 1100 из них перебросили в Англию. "Уайлдкэтам" второго поколения особенно поджаривали хвосты аналогичные японские морские истребители "Зеро" в небе над Тихим океаном, превосходя новоявленных "диких котов" в летных характеристиках.
Вообще кодовую систему названия самолетов, основанную на английских именах, придумал в середине 1942 г. американский начальник разведслужбы авиации США на Тихом океане капитан 1 ранга Фрэнк Маккой. Бомбардировщикам, транспортникам, штурмовикам и летающим лодкам он присваивал женские имена, истребителям, самолетам-разведчикам и гидросамолетам - мужские. Так в японской авиации появились самолеты с неяпонскими именами-кодами: "Бетти", "Грейс", "Эмили", "Пол", "Джейк", "Джордж" и т. п. Через год и самолеты японского авианосного флота кроме цифровых шифров стали получать имена собственные, обозначавшие у бомбардировщиков названия звезд ("Сюсэй"), у штурмовиков - названия гор ("Тэндзан", "Рюсэй"), а у истребителей - метеорологические явления ("Рэппу", "Райдэн").
А страсть американцев к котам привела к тому, что свой последующий палубный истребитель фирмы "Грумман", поднявшийся в небо 26 июня 1946 г., назвали "Хеллкэт" ("Адский кот"). На кольцевом обтекателе-капоте мотора этого самолета малевали страшные черные глаза и раскрытый хищный рот с острыми зубами. В битве за Филиппинское море с 15 авианосцев США поднялись в небо 480 истребителей "F6F Хеллкэт", которые растерзали более 400 самолетов Японии. Эти воздушные "коты", летавшие со скоростью 612 км/ч, несли службу в ВМФ США и после окончания второй мировой войны.
В конце этой войны конструкторы фирмы "Грумман" создали младшего "брата" истребителя "Хеллкэт" - один из последних поршневых истребителей мира "F8F Биркэт" ("Росомаха"). Новому "коту" удалось показать скорость 850 км/ч и стать самым быстрым самолетом в мире, оснащенным поршневым двигателем. В 1969 г. принял участие в воздушных гонках самолет, переделанный из истребителя F8F-2, который назвали "Майтикэт" ("Могучий кот"). Только американцам удалось превратить котов во второй жизни в агрессивных хищных животных.
С приходом реактивной авиации на фирме "Грумман" стали порождать внуков и правнуков своих "котов". Популярный сейчас палубный многоцелевой истребитель этой фирмы "F14" назвали проще-"Томкэт" ("Кот"). Этот летающий "кот" новой генерации складывает в полете свои лапы-крылья, развивая скорость до 1995 км/ч.
Объединенная американская авиафирма "Кертисс-райт" создала в 1930 г. массовый тренировочный самолет "CW-14R Спортсмен". Это был двухместный летательный аппарат, развивавший максимальную скорость 240 км/ч. Некоторые страны приобретали его в качестве легкого разведчика. На экспортный рынок военной техники самолет уходил под более грозным названием "Оспрей". На русский язык это слово переводится как "Скопа" - редкая хищная птица-рыболов из группы настоящих грифов.
В конце 90-х годов прошлого века американская фирма "Белл-Боинг" создала своеобразную конструкцию V-22, у которой двигатели расположены на концах крыльев, а их лопасти вращаются в вертикальной плоскости, обеспечивая движение оригинального транспортно-десантного самолето-вертолета в вертикальном и горизонтальном направлениях. Максимальная скорость необычной машины 571 км/ч, но судьба ее пока складывается не совсем удачно. С новым американским V-22 Оспрей слишком часто случаются аварии и катастрофы.
Может, американцы не так уж богаты на фантазию, а возможно, верят в удачливость своих названий. 6 мая 1941 г. впервые поднялся в воздух истребитель "Рипаблик Р-47" который нарекли сложным словом "Тандерболт" (что-то вроде "удар грома"). Доработанные модификации могли развивать скорость до 690 км/ч при плохой маневренности и недостаточной скороподъемности. Всего было построено 12 602 таких самолета, часть из которых отправляли в район Тихого океана для прикрытия бомбардировщиков В-29.
Самолеты "Тандерболт" создавались и строились талантливыми выходцами из России, двумя Александрами - Северским и Картвели.
А в 1975 г. фирмы "ФэрчайлдРипаблик" и "Нортроп" построили двухдвигательный реактивный штурмовик А-10А, который тоже назвали "Тандерболт". Дались им эти "болты"! Самолет получился многофункциональным, летает он до сих пор, развивая скорость до 730 км/ч. Гоняясь за танками во время войны с Ираком, "Тандерболты" часто бултыхались в пески, попав под разящий огонь зенитных установок "Шилка" советского производства.
Западные производители самолетов не против прилепить названия своих старых воздушных машин советским и российским самолетам. В 1915 г. в небе Великобритании появился двухместный дневной бомбардировщик "Фэйри МК 1" который назывался "Фокс" ("Лиса"). Нашему серийному истребителю-перехватчику МиГ-25, появившемуся в небе в 1961 г., который первым в мире достиг скорости 3000 км/ч и поднялся на рекордную высоту 37 650 м, американцы приклеили свой шифр "лисы", только летучей - "Фоксбэт".
В 1927 г. на базе бомбардировщика ХВ-2 американский авиаконструктор Гленн Кертисс создал 12-местный пассажирский самолет "Кертисс Т-32", который назвали именем самой крупной хищной птицы из семейства американских грифов - "Кондор". А вот немецкие конструкторы, наоборот, в 1936 г. переделали пассажирский авиалайнер "Фокке-Вульф FW 200" в 4-моторный бомбардировщик "Кондор", часть их которых использовалась Гитлером и Герингом в качестве персональных транспортных самолетов. Американцы догадались присвоить шифр "Кондор" лучшему российскому военно-транспортному самолету стратегического назначения Ан-124 "Руслан". Теперь внучек-тезка американских "Кондоров" выручает весь мир, летая над горами выше всяких орлов-кондоров, перенося на своих 73-метровых крыльях грузы, непосильные другим "летающим вагонам".
Повторялись в прозвищах самолетов разных стран названия птиц - "Чайка" и "Альбатрос", животных - "Тигр" и "Бизон", обитателей водной среды - "Дельфин" и "Карась". Эти прозвища и закодированные шифры сопровождали воздушные суда в долгой удачной жизни, пропадали вместе с ними в катастрофах экспериментальных образцов, но нередко вновь воскресали в новых моделях и более совершенных конструкциях. Посмотрим, как эта "наследственность" проявится в генах воздушных судов пятого и последующих поколений!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Июнь 6, 2025
Пакет программ "ЛОГОС" интегрирован на цифровую платформу CML-Bench, разработанную Петербургским Политехом
Июнь 6, 2025
Авиакомпания выплатит 450 000 рублей инвалиду из Петербурга после отказа перевозить деталь от коляски
Июнь 6, 2025
Utair увеличивает число рейсов в Сочи
Июнь 6, 2025
"Горизонт" меняет правила игры: в МАИ разработали уникальную систему перехвата дронов