О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Против чалта хай авиация бессильна - часть I

Десятый международный аэрокосмический салон "Аэро Индия-2015", открывшийся в Бангалоре, несомненно, оставит заметный след в истории всей мировой индустрии

Десятый международный аэрокосмический салон "Аэро Индия-2015", открывшийся в Бангалоре, несомненно, оставит заметный след в истории всей мировой индустрии.

Во-первых, выставка проводится спустя несколько недель после посещения Индии лидерами России и США - сначала, в декабре 2014 года Владимиром Путиным, затем министром обороны Сергеем Шойгу и вслед за ним Бараком Обамой. Во-вторых, бангалорские смотрины впервые пройдут под лозунгом "Делай в Индии", который провозглашен новым правительством, возглавляемым премьер-министром Нарендрой Моди.

Медленный выход из штопора

Москва и Вашингтон являются главными соперниками за поставки Нью-Дели продукции военного назначения (ПВН). Как считают аналитики, Россия стремится сохранить свои позиции в качестве основного поставщика. Объем оружейного экспорта нашей страны в Индию начиная с 60-х годов составил не менее 45 миллиардов долларов. Более 60 процентов состоящих сейчас на вооружении национальных ВС основных военных платформ произведено в России. Вместе с тем в последние годы Индия стремится диверсифицировать поставщиков ПВН. В результате в период 2011-2014 годов Вашингтон превзошел Москву: 5,3 и 4,1 миллиарда долларов соответственно, отмечают эксперты еженедельника "Джейнс дифенс уикли".

Что касается выдвинутого Моди лозунга, источники в западном ОПК заявили "Джейнс": "Очевидно, у нас есть что предложить на оборонный рынок Индии, однако основной упор теперь будет делаться на партнерство с индийскими фирмами".

Боеготовность и боеспособность индийских ВВС снижаются, несмотря на приход к власти правительства, которое, похоже, готово принимать самые радикальные решения в отношении приобретения вооружений и военной техники (ВВТ).

В 2006 году приложение "Мировые ВВС" еженедельника "Джейнс дифенс уикли" JWAF (Jane’s World Air Forces) описало военно-воздушные силы Индии как компетентный, наукоемкий вид вооруженных сил, для которого характерны резкий дефицит летчиков и очень высокий процент аварийности, особенно это касается истребителей МиГ-21.

Авиационный парк индийских ВВС за исключением Су-30МКИ стареет, и в настоящее время предпринимаются меры по ремонту, модернизации и замене как боевых, так и транспортных самолетов. Издание пишет: "Индийские ВВС функционируют в состоянии постоянно меняющихся решений в отношении их структуры. Принятие оптимальных решений при этом осложняется из-за оказываемого политического давления, влияния прошлых тендерных коррупционных скандалов, противоречивых бюджетных приоритетов, сохраняющихся проблем, связанных с разработкой отечественных систем и бюрократических проволочек в рамках тендерных процедур".

Безусловно, за последние годы многое изменилось. Внутренняя оценка состояния индийских ВВС, проведенная в 2014 году и опубликованная в "Джейнс", показывает, что боеспособность парков боевых и транспортных самолетов и вертолетов составляла в среднем 60 процентов в течение предыдущих трех лет. При этом, как показали исследования, парк боевых самолетов имел самый низкий уровень оперативной готовности - 55 процентов, вертолетов - 62 процента, а учебно-тренировочных (УТС) и транспортных воздушных средств - 65 процентов. Согласно исследованию такое положение вещей объясняется прежде всего задержками с реализацией программ закупок Министерства обороны и плохим состоянием техобслуживания и поддержки в эксплуатации авиационных платформ со стороны корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited).

Парламентский комитет по вопросам обороны уверен, что военное ведомство не смогло обеспечить такое состояние ВВС, которое требуется Индии. В ряде докладов, опубликованных в конце декабря прошлого года, указывается на постоянный дефицит бюджета, его негативное влияние на боеспособность и боеготовность ВВС.

Особое недовольство парламента вызывает неадекватное управление Министерством обороны парками боевых самолетов ВВС. Подчеркивая, что численность эскадрилий в настоящее время составляет всего 34 единицы вместо предусматриваемых 42, комитет заявил, что нынешняя ситуация обусловлена отсутствием прогностического планирования. В качестве вызывающих обеспокоенность были выделены, в частности, программы многофункционального истребителя среднего класса MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) и легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft).

Программа LCA

LCA или "Теджас" (Tejas) - программа разработки и производства отечественного индийского легкого истребителя, стартовавшая в середине 80-х годов. Первый серийный "Теджас" в версии Mk.1 был передан ВВС Индии месяц назад - спустя 32 года с начала реализации программы.

В феврале 2014-го Министерство обороны заявило, что отставания по программе LCA являются одной из главных причин, по которой тормозится наращивание мощности ВВС, и сертификация "Теджас" отложена из-за проблем с разработкой критических систем самолета.

Неудовлетворенный таким докладом, парламентский комитет объявил, что таким образом проиллюстрирован нерадивый и бездушный подход министерства к повышению эффективности эскадрилий ВВС. Отставания по программе LCA являются симптомом того, что Нарендра Моди назвал в августе 2014 года как чалта хай (chalta hai), или нерадивое, наплевательское отношение. "В Индии нет недостатка в научных талантах и возможностях, но именно нерадивое отношение к своим обязанностям ставит крест на всех начинаниях", - сказал премьер на специализированном мероприятии в штаб- квартире Организации оборонных исследований и разработок DRDO (Defence Research and Development Organisation) в Нью-Дели.

"Мир не будет ждать нас, - продолжил он. - Мы должны бежать впереди времени. Мы не должны говорить, что проект, стартовавший в 1992-м, будет выполнен еще через какое-то время. Принимая во внимание, какими быстрыми темпами развивается военная техника в мире, Индия не может себе позволить дорабатывать системы, которые уже на два шага позади того, что в ближайшее время будет представлено на рынке".

Одноместный легкий истребитель LCA достиг начальной боевой готовности только в декабре 2013-го - на два года позже запланированного графика. Постоянные задержки по программе вынудили ВВС продлить срок службы МиГ-21, которые должны были быть заменены на LCA.

По данным HAL, к 2016 году будет построено шесть серийных LCA, в перспективе предусматривается добиться ежегодного темпа производства в 16 единиц. По расчетам руководства корпорации, поставка двух авиаэскадрилий по 20 истребителей "Теджас" Mk.1 в каждой завершится к 2018 году. Первая из них будет поначалу базироваться в Бангалоре, чтобы позволить HAL оперативно решать возникающие технические проблемы. Впоследствии эту эскадрилью перебазируют на место постоянной дислокации в Сулур, в 350 километрах от города Коимбатур в южном штате Тамилнад.

В целом HAL и Управление аэрокосмических разработок ADA (Aeronautical Development Agency) DRDO затратили к настоящему времени 1,33 миллиарда долларов на разработку LCA. Начиная с 1983 года, когда стартовала программа, было построено 16 самолетов "Теджас" M.1: два демонстратора технологий, три опытных истребителя, два LCA в учебно-тренировочном варианте, семь изделий в рамках мелкосерийного производства и два опытных образца палубной версии.

Хотя постройка первого серийного образца - большое достижение, официальные лица не отрицают, что самолет не удовлетворяет требованиям ВВС и является временной заменой. Недостаточная мощность двигателя в 80-85 кН ограничивает состав вооружения, истребитель не оснащен средствами радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, LCA не сможет наносить удары с применением ракет большой дальности и поражать воздушные цели за пределами визуальной видимости, поскольку интеграция комплекта вооружения все еще продолжается. А оборудование для дозаправки в воздухе LCA Mk.1 получит лишь тогда, когда достигнет полной боевой готовности.

Многие ставят под сомнение заявление бывшего президента HAL Р. К. Тьяги о том, что 60 процентов компонентов и систем LCA местной разработки и производства. Во всяком случае двигатели F404-GE-IN20 компании "Дженерал электрик" (General Electric), вооружение и многие другие элементы истребителя импортируются.

Сегодня ВВС возлагают надежду на LCA Mk.2, который предполагается оснащать более мощным двигателем GE-414 и, как предусматривается, будет готов к серийному производству в 2019-2020 годах.

Между тем накануне открытия салона с заводского аэродрома корпорации HAL в Бангалоре поднялся в воздух второй опытный образец NP2 (Navy Prototype) самолета LCA в военно-морской версии - LCA-N. А раньше, 20 декабря прототип NP1 совершил трамплинный взлет на полигоне в Гоа. Эти два события ознаменовали важные шаги в реализации индийской программы LCA-N, направленной на разработку технологий, обеспечивающих возможность применения самолета с борта корабля, в том числе посадку с использованием аэрофинишеров и трамплинный взлет. Индия теперь входит в число трех стран, имеющих испытательный полигон морской авиации, и в мировую шестерку, способную разрабатывать самолеты корабельного базирования.

Программа MMRCA

Первоначальный тендер, открытый в 2007-м, предусматривает приобретение и лицензионное производство в Индии 126 самолетов. В начале 2012 года победителем этого тендера выбрана компания "Дассо" (Dassault) с истребителем "Рафаль" (Rafale).

Однако недавно министр обороны Манохар Паррикар высказал предположение, что индийское военное ведомство может приобрести дополнительное количество многофункциональных истребителей Су- 30МКИ вместо того, чтобы продолжать непрекращающиеся контрактные переговоры с "Дассо" по поводу лицензионного производства 108 "Рафалей" на мощностях HAL в Бангалоре. Это предложение поддержал ряд высокопоставленных представителей Минобороны, один из которых сообщил, что окончательное решение по истребителям "Рафаль" Нью-Дели должен принять до официального визита Моди во Францию и Германию, запланированного на апрель.

"Минобороны настаивает, чтобы действия "Дассо" не противоречили условиям тендера 2007 года, включающим требования ВВС к самолетам MMRCA", - заявил один из высокопоставленных представителей этого вида войск. Существенная часть этих требований включает обязательство "Дассо" организовать лицензионное производство "Рафалей" на предприятиях HAL. "Нежелание компании "Дассо" взять на себя ответственность за эту часть условий тендера, включающую в том числе контроль качества, сроков поставки и заблаговременную оценку убытков, вполне может привести к ликвидации результатов тендера", - добавил он.

Французский авиастроитель объясняет свои протесты в отношении выполнения требований заказчика тем фактом, что у него нет административных рычагов влияния на корпорацию HAL, которая, как не раз отмечалось в парламентских докладах и жалобах представителей ВВС, часто срывает графики производства и перерасходует средства по многим проектам.

Руководитель Главного управления по вооружениям при Министерстве обороны Франции Лоран Колле-Бийон 11 февраля объяснил: "Дассо" отказалась распространить гарантийное обслуживание на истребители "Рафаль", которые будут произведены по лицензии в Индии. Это не должно вызвать дополнительных сложностей, поскольку данные условия не оговаривались в запросе на коммерческое предложение перед проведением в Индии соответствующего тендера".

Франция якобы настаивает на увеличении стоимости этих самолетов в случае, если все-таки будет принято решение об их обслуживании специалистами компании-производителя. Между тем цена на истребители и без того возросла уже более чем вдвое по сравнению с заявленными во время тендера 10 миллиардами долларов.

ВВС Индии, несмотря на все эти проблемы, по-прежнему считают, что программа закупки истребителей "Рафаль" должна быть реализована. Вице-маршал авиации в запасе Манмохан Бахадур из Центра исследований военно-воздушных сил в Нью-Дели проявляет "сдержанный оптимизм" по поводу закупки "Рафалей" и не поддерживает недавнее предложение министра обороны Паррикара в отношении дополнительных закупок Су-30МКИ вместо французских истребителей: "Очередные военачальники авиации убедили правительство принять решение по закупке "Рафалей", такой выбор был сделан после всесторонней профессиональной оценки, которая не вызвала никаких противоречий".

Бахадур считает, что существенные технологические различия между французской платформой и Су-30МКИ обусловливают оперативную необходимость приобретения "Рафалей". Он признал, что стоимость построенного по лицензии Су-30МКИ, составляющая 59,66 миллиона, примерно вполовину меньше. Но обратил внимание на крайне высокую цену эксплуатации самолетов разработки "Сухого", которым требуются расширенные и дорогостоящие места стоянки. Более экономичный в эксплуатации и обслуживании французский истребитель имеет еще и техническое преимущество над Су-30МКИ, по-скольку оснащен бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), а кроме того, отличается эффективной поверхностью рассеяния.

Еще одно достоинство "Рафаля", по мнению индийских экспертов, состоит в том, что это одноместная платформа, тогда как для Су-30 требуется экипаж из двух человек. "Приобретение дополнительного количества Су-30МКИ однозначно потребует подготовки увеличенного по сравнению с приобретением "Рафалей" числа летчиков с затратой огромных средств", - пояснил Бахадур.

Военный аналитик маршал авиации в запасе Джимми Бхатиа тоже считает, что "Рафаль" более значим для повышения боеспособности ВВС Индии, поскольку эта платформа обеспечивает улучшенную обработку комплексных данных и повышенную ситуационную осведомленность: "Рафали" крайне необходимы, чтобы заполнить пробел, образовавшийся после списания истребителей МиГ-21 и МиГ-27, и получить возможности, которыми не обладает Су-30МКИ. Необходимо учитывать эксплуатационные свойства и стоимость жизненного цикла, а также некоторые другие преимущества этой платформы. Отсрочки по программе LCA требуют скорейшего подписания контракта и начала поставки французских истребителей"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка