Гудок
26 февраля 2016, 19:48
Авиакомпании просят государство открыть запретные зоны вокруг аэропортов
В то время как мировая гражданская авиация по итогам 2015 года достигла рекордных показателей роста по прибыльности перевозчиков, прежде всего, за счет значительного снижения цен на авиакеросин, российская авиаотрасль накапливает убытки
Финансовый результат отечественных авиакомпаний находится в отрицательной зоне уже шестой год подряд, в 2014 году совокупный убыток перевозчиков достиг рекордных 24,7 млрд рублей. По подсчетам ТКП, озвученным Александром Руссом, в 2015 году отрасль формально оказалась в плюсе (совокупная прибыль составила 1,04 млрд рублей), но эти данные не учитывают показатели второго полугодия авиакомпании "Трансаэро", прекратившей полеты осенью и не отчитавшейся за 3 квартал 2015 года. Если же взглянуть на рынок авиаперевозок без учета находящейся в банкротстве "Трансаэро" и крупнейшего участника рынка группы "Аэрофлот", то совокупный убыток остальных авиакомпаний по данным за 9 месяцев 2015 года увеличился на 42,5% до 6,7 млрд рублей с 4,7 млрд рублей за 9 месяцев 2014 года.
Пассажирооборот российских авиаперевозчиков в 2015 году снизился на 6% к уровню 2014 года, в том числе на международных линиях - на 16,4%, прежде всего, за счет ухудшения геополитических и макроэкономических факторов, влияющих сегодня на спрос.
Как отмечается в докладе Александра Русса со ссылкой на данные Росстата и оценки Минэкономразвития, расходы населения в 2015 году превысили доходы на 418 млрд рублей, потребительские цены выросли, на фоне снижения реальной заработной платы, инвестиций в основной капитал и, как следствие, снижения ВВП страны. Тем не менее, социальная значимость гражданской авиации в России за последние годы существенно выросла: сегодня более 70% всего пассажирооборота обеспечивается воздушным транспортом и менее 30% железнодорожным, хотя, например, еще в 2000 году ситуация была ровно противоположной.
Несмотря на драматическое снижение спроса на авиаперевозки в России, себестоимость пассажирских перевозок самолетами за последний год выросла на 21%. За первые 9 месяцев 2015 года расходы перевозчиков составили 713,2 млрд рублей против 589,2 млрд рублей годом ранее (без учета данных "Трансаэро" за 3 квартал). Президент Транспортной клиринговой палаты констатировал, что стоимость авиакеросина с услугой заправки в аэропортах России за последний год увеличилась на 6,3% до 42,5 тыс. рублей за тонну, тогда как в среднем по мировому рынку снижение стоимости авиатоплива в долларовом выражении составило 34%.
Тем не менее, доля топливных расходов в общей структуре себестоимости перевозчиков даже снизилась с 29,4% до 23,6%, за счет значительного увеличения других статей затрат. В первую очередь, за счет курсовых разниц у российских авиакомпаний резко возросла стоимость обслуживания иностранных воздушных судов. Александр Русс выразил тревогу наметившимся сегодня ростом ставок и сборов за обслуживание в аэропортах страны: в январе 2016 года регулируемые государством и устанавливаемые самими аэропортами цены почти все выросли к уровню января 2015 года, что по оценкам ТКП, основанным на данных опроса авиакомпаний, может привести к росту расходов отрасли на 10-15 млрд рублей в текущем году.
Кроме того, как отметил Александр Русс, на деятельность авиакомпаний сильно влияет ситуация на кредитно-финансовом рынке. "Сегодня авиакомпаниям приходится порядка 30% всего своего производственного цикла предоплачивать, поэтому затрудненный доступ или ограничения доступа к кредитным ресурсам в нынешней экономической ситуации - достаточно сложная общеэкономическая проблема", - подчеркнул президент ТКП.
По итогам обсуждения ситуации в отрасли на заседаниях подкомиссии по авиационным перевозкам, Комиссия по транспорту РСПП рассмотрела два основных предложения по снижению себестоимости авиаперевозок. Один из важнейших резервов - обнуление ставки НДС на внутрироссийских маршрутах. "Мы считаем, что на текущий момент было бы правильно поддержать пассажирский комплекс, и для обеспечения потребностей населения в авиаперевозках нам необходимо срочно решить вопрос об отмене НДС на внутренних воздушных линиях, - отметил Александр Русс. - Да, это низкомаржинальные линии, но они необходимы населению. Мы бы не хотели, чтобы падение перевозок привело к тому, чтобы наши аэропорты превратились в памятники и вся остальная региональная инфраструктура пустовала".
Еще один резерв сокращения непроизводительных расходов авиакомпаний в России - снятие ограничений для полетов вокруг крупнейших российских аэропортов, которые накладывает Минобороны. Как отметила председатель подкомиссии РСПП по авиаперевозкам, председатель совета директоров Группы S7 Наталия Филева, несмотря на то, что министерство обороны РФ "проводит работу по сокращению этих зон, они все равно растут".
"Мы не просим их совсем убрать, но когда полет удлиняется на 20 минут, хотя сам перелет должен составлять чуть более 30 минут, это огромные деньги для нас", - подчеркнула она.
По данным ТКП, которая ссылается на информацию ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ОрВД), количество зон с ограничениями полетов гражданской авиации с 2012 года увеличилось в районе Санкт-Петербурга с 178 до 187, в районе Московского авиаузла со 143 до 145, в районе Екатеринбурга с 34 до 44, в районе Новосибирска - со 176 до 190. Общее количество воздушных зон с ограничениями полетов в России выросло за последние три года с 863 до 983, то есть почти на 14%. "Пять (лишних) минут полета - это 15 млрд рублей по всем авиакомпаниям, это огромные деньги, сопоставимые с НДС и другими расходами", - подчеркнула Наталия Филева.
Присутствовавший на заседании комиссии РСПП заместитель министра транспорта Валерий Окулов отметил, что Минтранс всецело поддерживает обнуление ставки НДС на внутренних маршрутах и считает это "своевременной антикризисной мерой". "Рост тарифов у наших перевозчиков в прошлом году составил 5,2% при инфляции 12,8%, - сообщил Окулов. - Этот показатель роста тарифов свидетельствует о том, что, по-существу, инструментарий снижения себестоимости перевозок, который находится в руках авиакомпаний, исчерпан. И нужно принимать уже регулятивные действия, связанные с тем, чтобы воздействовать на этот показатель себестоимости". По его словам, в противном случае на рынке увеличится количество банкротств авиаперевозчиков, а это, как показала ситуация с "Трансаэро", чревато серьезными последствиями и для финансового сектора, и в целом оказывает сильное негативное давление на национальную экономику.
По итогам обсуждения предложения комиссии будут направлены в секретариат РСПП для формирования окончательных рекомендаций правительству РФ по господдержке авиаотрасли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов