Российская газета
26 августа 2016, 15:21
Успех начинается с Прикамья
ПД-14 расшифровывают как "пермский двигатель"
С точки зрения истории Прикамья, двигатель ПД-14 для самолетов средней и малой дальности, создаваемый на крупнейших предприятиях города, - новый повод для гордости пермяков.
Ему еще нет и десятка лет - конструкторы "Авиадвигателя" приступили к созданию первого варианта мотора для нового отечественного самолета МС-21 во второй половине "нулевых" годов.
Первые летные испытания состоялись менее года назад, в прошлом ноябре. Тогда в подмосковном Жуковском на пермском двигателе поднялась в воздух летающая лаборатория Ил-76ЛЛ.
Специалисты назвали это событием исключительной важности. И не случайно: для авиации страны ПД-14 не просто новый двигатель для нового самолета, это возрождение целого сегмента отечественной промышленности - гражданского двигателестроения. Поэтому проект, что сегодня воплощают в жизнь пермские инженеры, конструкторы и рабочие, куда более значительный, чем может показаться на первый взгляд.
Для примера: в 2014 году российские предприятия выпустили 43 пассажирских и транспортных самолета, и только четыре из них были оснащены двигателями отечественного производства. Благодаря пермякам ситуация может существенно измениться. Пока специалисты не торопятся говорить об экспортных перспективах ПД-14, но для насыщения внутреннего авиационного рынка есть все возможности.
Разговоры о создании нового среднемагистрального самолета МС-21 велись уже в конце 1990-ых. Предполагалась возможность использовать при его строительстве двигатель американского производства, который по техническим характеристикам наиболее подходил к отечественной разработке. Однако пермяки предложили свой вариант.
- Пермская школа авиадвигателестроения всегда отличалась тем, что брала на себя инициативу новых разработок и создания нового продукта, несмотря на то что двигатели этого поколения уже использовались в авиации, - говорит заместитель начальника отдела организации кооперации АО "Авиадвигатель" Алексей Сучалкин. - Так, создавались моторы для Ил-62 и Ту-154. Собранные в Перми двигатели показывали явное превосходство по всем параметрам, и со временем эти самолеты стали оснащать пермскими моторами.
Тем же путем решили пойти и в случае с МС- 21. По словам Алексея Сучалкина - а к началу конструкторских разработок он был заместителем технического директора Пермского моторного завода по работе над проектом, создание нового двигателя велось с большим энтузиазмом и воодушевлением.
Сразу приняли решение, что агрегат должен быть полностью отечественным. Кроме того, детищу пермских мотористов предстояло стать продуктом самых совершенных в мире технологий.
- Я очень горд тем, что мне посчастливилось участвовать в создании нового двигателя, - говорит Алексей Сучалкин. - Теперь есть что показать сыну. Тем более что он, в силу своего возраста, аббревиатуру ПД пока расшифровывает как "папин двигатель". А еще я слышал, что его называют "пермский двигатель".
В сегодняшней Перми живут тысячи создателей ПД-14, а если брать вместе с семьями, то счет пойдет на десятки тысяч. Но не только они - все жители нашего города могут гордиться тем, что моторы именно пермского производства устанавливают на самолеты, на которых летает Президент страны.
Вообще, школа пермского двигателестроения имеет долгую историю, уходящую корнями в тридцатые годы прошлого века. Именно тогда было начато строительство предприятия, ставшего известным как моторостроительный завод № 19 им. И. В. Сталина (позднее - им. Я. М. Свердлова).
Первый мотор заводчане собрали в июне 1934 года. В декабре 1936 года "за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ" коллектив получил свою первую награду - орден Ленина.
Особая страница в истории предприятия - годы Великой Отечественной войны, с началом которой предприятие приступило к освоению самого мощного в стране авиамотора - легендарного АШ-82. За время войны производственные мощности увеличились в два раза, а по новым моторам - десятикратно. Завод дал фронту почти 32 тысячи двигателей. Моторами пермского производства оснащались боевые самолеты, в том числе истребители Ла-5, Ла-7, бомбардировщики Су-2 и Ту-2, Пе-8.
В середине XX века завод обеспечивал до 60 процентов потребностей страны в двигателях для гражданской авиации. А в восьмидесятые здесь успешно освоили производство двигателя четвертого поколения - ПС-90А и его модификаций (для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76, МД-90). Это позволило России на рубеже XX - XXI веков иметь летающие машины, сертифицированные во всех странах мира.
Мнение
Александр Иноземцев, управляющий директор - генеральный конструктор АО "Авиадвигатель":
- ПД-14 будет успешно конкурировать с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения. В прошлом году произошло самое главное событие - мы начали летать: ПД-14 осуществил 15 полетов. В результате двигатель подтвердил свои характеристики, а мы получили от "самолетчиков" определенные замечания. Сегодня мотор готовится ко второму этапу, он стартует в сентябре. Запланировано 50 полетов, по результатам которых можно будет принять решение о возможности установки двигателя на самолеты дальнего пути.
Это интересно
ПД-14 войдет в историю авиастроения по числу технических и технологических достижений:
- это первая отечественная разработка в области гражданского двигателестроения за последние 29 лет и первый авиадвигатель пятого поколения;
- ПД-14 состоит из шести тысяч деталей;
- одна лопатка турбины, а их в ступенях насчитывается около 120, вращается с частотой 15 тысяч оборотов в минуту, а действующая на нее центробежная сила равна 18 тоннам;
- одна из разработанных специально для ПД-14 технологий позволила создать монокристаллические лопатки турбины, которые выдерживают температуру газа до 2000 градусов по Кельвину, а еще одна - создать пустотелые лопатки вентилятора;
- в процессе работы над ПД-14 было создано 20 новых материалов. Благодаря уменьшению удельного расхода топлива, сокращению стоимости жизненного цикла эксплуатация двигателя обойдется на 14-17 процентов дешевле действующих аналогов;
- при разработке ПД-14 использовалась цифровая технология, а потому уже седьмой экземпляр был собран как серийный. Ранее объем опытной партии насчитывал до 35 экземпляров;
- вредные выбросы от работы ПД-14 ниже установленных норм на 30-45 процентов. Кроме того, пермский двигатель работает бесшумно и по этому показателю с существенным запасом превосходит нормы Международной организации гражданской авиации.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали