АвиаПорт.Ru
30 августа 2016, 08:36
Наша задача - вернуть людей в небо
Каково состояние аэропорта Саранска сейчас, как будет выглядеть новый терминал и каковы планы по загрузке инфраструктуры после первенства, "АвиаПорт" выяснил у генерального директора ОАО "Авиалинии Мордовии" М.Бермана
- В чём особенность вашего предприятия?
- Оператором аэропорта города Саранска является ОАО "Авиалинии Мордовии". Объём воздушных перевозок небольшой, инфраструктура изношена. Расходы на обеспечение сертификационных требований значительно превышают доходы от аэропортовой деятельности, ведь, как известно, эти требования одинаковы что для "Шереметьево", что для Саранска. Но это скорее, не особенность, а типичная ситуация для небольших региональных аэропортов. Особенностью же является то, что Саранск попал в число городов-организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года. В связи с этим в аэропорту ведётся глобальная реконструкция и в ближайшие полтора года он радикально преобразится.
Есть и ещё одна особенность. Она заключается в том, что, являясь оператором аэропорта, мы имеем на балансе ещё и воздушные суда Ан-24. Поскольку у нас нет юридически оформленного права осуществлять воздушные перевозки, эти суда переданы в эксплуатацию авиакомпании "Ираэро". В соответствии с договором, два воздушных судна базируются в аэропорту Саранска, и мы имеем возможность планировать их работу. Так что ОАО "Авиалинии Мордовии", скажем так, ведёт полтора вида деятельности: аэропортовую в полном объёме и перевозочную - наполовину.
- Какие факторы сейчас больше всего осложняют работу аэропорта?
- Их много, но я бы выделил три. Во-первых, это состояние авиационной инфраструктуры. В настоящее время мы ограничены в приёме ряда типов воздушных судов, в первую очередь речь идёт обо всех модификациях Boeing 737 и семействе Airbus A320. Соответственно, ограничено и количество авиакомпаний, с которыми мы ведём переговоры. Наши партнёры, в основном, авиакомпании, эксплуатирующие Ан-24, ATR-42 / -72, либо CRJ. Проблема будет снята после завершения реконструкции аэродрома, но произойдёт это не ранее чем через полтора года.
Во-вторых, наличие конкурентов, формирующих более выгодные предложения. Например, аэропорта Пензы, который находится всего в 120 километрах от Саранска. Ещё один серьёзный конкурент - железная дорога. В тридцати километрах от Саранска расположена станция Рузаевка, одна из узловых станций российской железной дороги, откуда можно добраться практически до любой точки России.
Ну и, в-третьих, так сложилось, что жители региона, если можно так сказать, отвыкли летать. Причины тому разные, но правда в том, что если в советское время билеты на самолёты было не достать, то теперь выросло целое поколение, которое не знает, что такое аэропорт. Этими людьми авиация вообще не рассматривается как альтернативный вид транспорта.
Так вот, наша задача превратить эти минусы в плюсы. Завершить реконструкцию, сформировать конкурентоспособные по цене и качеству предложения и вернуть людей в небо.
- А какие ближайшие планы по увеличению пассажиропотока в аэропорту?
- В настоящее время, как я уже сказал, пассажиропоток небольшой, в пределах 30 тысяч человек в год. У нас всего один регулярный рейс, ежедневно выполняемый авиакомпанией "ЮТэйр" на ATR-72 во "Внуково". С сентября, совместно с "Ираэро", будет запущен рейс на Ан-24 в "Домодедово" с частотой пять раз в неделю и очень удобными слотами. Рано утром - вылет, а вечером - прилёт, так что люди будут иметь возможность осуществить поездку в Москву за один день. На период реконструкции это всё. После её завершения ближайшей задачей является открытие ещё одного ежедневного рейса в Москву, а также в Санкт-Петербург с частотой 3-4 раза в неделю. Ну и, конечно, выполнение летней программы в Сочи, Анапу и Симферополь. Предполагается участие в программе субсидированных перевозок ПФО на направлении Саранск - Самара.
Чемпионат мира в этом контексте мы рассматриваем как дополнительный инструмент для развития авиационных перевозок.
Но возможности развития авиационных перевозок через аэропорт Саранск конечно не безграничны. Это очень важно понимать для построения правильной стратегии развития аэропорта, ведь совсем недавно совершенно серьёзно обсуждалась идея создания на его базе авиационного хаба. Такие идеи, на мой взгляд, вредны, и в конечном итоге как раз тормозят развитие. Так что аэропорт Саранска ещё очень долго будет оставаться небольшим региональным аэропортом, в чём, кстати, нет ничего страшного. Но, думаю, поднять в течение трёх лет объём перевозок до 100-150 тыс. человек в год вполне реально.
- Планируется ли модернизация существующего аэровокзального комплекса?
- С учётом строительства в ближайшие 1,5 года нового аэровокзала, существенных переделок в действующем терминале не предполагалось, лишь минимальные изменения, направленные на увеличение комфорта вылетающих пассажиров. Некоторые из них уже реализованы, например, более чем в два раза увеличена площадь стерильной зоны, установлено оборудование для упаковки багажа, улучшена работа кафе. В дальнейшем будет увеличено количество вендинговых аппаратов и точек по продаже сувениров. Кроме того, мы планируем мероприятия по улучшению условий для обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями. Ну и, конечно, соблюдение стандартов обслуживания: чистота в терминале, форменная одежда сотрудников, вежливость в общении, своевременное выполнение процедур.
На привокзальной площади в ближайшее время будут оборудованы дополнительные места стоянок личного транспорта. Это существенно разрядит ситуацию, так как даже с учётом нашего небольшого пассажиропотока в период обслуживания рейсов мест на стоянке не хватает. Причем паркинг будет бесплатным.
- По поводу упаковки багажа: она стоит у вас 250 рублей, это ниже, чем у соседей. С чем это связано?
- Сейчас упаковка багажа - история не про бизнес. Это, в первую очередь, услуга для пассажиров. Чтобы услуга была "приятной", мы сделали небольшую цену, но в будущем будем её увеличивать.
- Как сейчас решается проблема с транспортной доступностью? Подавляющее большинство пользуется личным транспортом?
- Общественный транспорт в аэропорт не ходит. Этот вопрос обсуждается с городом, но пока проблема не решена. Пассажиры либо пользуются такси, либо их встречают на личном автомобиле. Официального оператора такси у нас нет, но мы над этим работаем.
- Завершая блок про текущую деятельность, сколько пассажиров будет обслужено в этом году?
- Аналогично предыдущему году.
- Что будет сделано в рамках реконструкции аэропорта?
- Мероприятия по реконструкции делятся по источникам финансирования, на федеральную и региональную части. За счёт средств федерального бюджета планируется реконструкция аэродрома: усиление искусственной взлётно-посадочной полосы, строительство новых мест стоянок воздушных судов, рулёжной дорожки, здания аварийно-спасательной службы, патрульной дороги, периметрового ограждения. Кроме того, полностью будет модернизировано оборудование ОрВД.
За счёт регионального бюджета будет построен новый аэровокзал внутренних воздушных линий площадью 7000 кв. метров с пропускной способностью 300 человек в час.
- После реконструкции будет 18 мест стоянок ВС. Какая самая большая размерность ВС, которую вы сможете принять?
- Расчётные типы для нас Airbus A320 и Boeing 737-800. Но мы сможем принимать, например, и Boeing 767.
- Как будете соблюдать требования FIFA во время чемпионата? Там необходима значительно более высокая пропускная способность.
- По требованиям FIFA, в дни проведения матчей, мы должны обеспечить пропускную способность 960 пассажиров в час: 600 человек на внутренних и 360 - на международных рейсах. Для Саранска это очень значительный объём. Новый терминал будет обслуживать пассажиров ВВЛ. Для увеличения пропускной способности будут организованы дополнительные пункты досмотра на входе в терминал, увеличено количество стоек регистрации, пунктов предполётного досмотра, при помощи легковозводимых временных конструкций увеличена площадь стерильной зоны. Существующий терминал также будет задействован для внутренних рейсов в качестве дополнительной меры. Пассажиры международных рейсов будут обслуживаться во временном терминале, где на время чемпионата будет открыт международный пункт пропуска. В период проведения матчей все терминалы будут работать в режиме реверса. Всё это позволит нам обеспечить заданную пропускную способность. Мероприятия по увеличению пропускной способности отражены в разработанном нами операционном плане, который, согласован с Росавиацией и Транспортной дирекцией ЧМ-2018.
- После чемпионата международного сектора, как такового, не предусматривается?
- Пункт пропуска после Чемпионата функционировать не будет. Но сам терминал мы сохраним, просто будем использовать для других целей.
- А какая судьба ждёт здание действующего терминала?
- Это будет исключительно административное здание, обслуживать пассажиров в нём не будут.
- Планируется ли привлечение частных инвесторов для реконструкции аэропортового комплекса?
- Привлечение инвесторов - это компетенция правительства республики Мордовия. Насколько я знаю, такая работа ведётся. Если же говорить о возможности прихода в управление аэропортом Саранска одного из крупных аэропортовых холдингов, то мне это видится маловероятным. Даже при самом благоприятном развитии, интересующих их объёмов пассажирских перевозок здесь ещё долго не будет. Это важно понимать и не строить воздушные замки. Аэропорт Саранска ещё долго будет нуждаться в республиканской поддержке и оставаться в региональной собственности....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали