Независимое военное обозрение
24 января 2003, 13:55
- ВКонтакте
- Telegram
А если завтра война
Остановить подготовку Соединенных Штатов и их союзников к войне с Багдадом сегодня практически невозможно. Своеобразная "точка возврата" давно пройдена, о чем говорят заявления из Вашингтона, и скомандовать "Стоп, машина!" уже поздно.
В этой связи возникает вопрос: как долго сможет выстоять армия Саддама Хусейна против ВС США и их союзников? Чтобы ответить на него, целесообразно начать с краткого анализа операции "Буря в пустыне" 1991 г.
Разгром 1991 года
Тогда боевые действия против Ирака вели многонациональные силы (МНС) коалиции государств под эгидой США. В противоборстве участвовали все виды ВС обеих сторон, но американское командование основное внимание уделило применению авиационных группировок и крылатых ракет морского базирования (наносили удары в течение 38 суток, тогда как сухопутным войскам пришлось сражаться всего лишь в течение четырех суток).
Основу авиационной группировки МНС составили ударные самолеты блока НАТО. При этом для непосредственного воздействия по войскам и объектам применялись машины ВВС и авиации ВМС США: В-52, F-15 и F-111 - до 100 единиц каждого типа, F-16 - до 300, по 40-45 - F-4 и F-117.
Воздушная наступательная операция началась с нанесения в течение трех суток 7 массированных ударов по объектам ПВО и важнейшим пунктам на всей территории Ирака, в ходе которых использовались авиация и крылатые ракеты морского базирования "Томахок". Количество самолето-вылетов доходило в иные дни до 1300-1500.
Ключевое место в обеспечении подготовки и ведения военных действий занимала разведка (особенно космическая) и радиоэлектронная борьба. После подавления зенитной ракетной обороны Ирака, созданной на базе ЗРК С-75М и С-125М, авиация МНС атаковала противника в основном со средних высот порядка 3600-2400 м, не опускаясь, однако, ниже 1300 м, чтобы снизить эффективность огня ПЗРК "Стрела-2" и "Игла", а также иракской зенитной артиллерии. Вместе с тем уменьшить потери самолетов в ударных эшелонах и дезорганизовать систему ПВО Ирака позволили пуски крылатых ракет морского базирования "Томахок" (до 300 КРМБ, из них 15 не вышли на траекторию, 30 были сбиты).
Впервые в 1991 г. применялись крылатые ракеты воздушного базирования (35 КРВБ) с бомбардировщиков В-52, которые совершали беспосадочные перелеты с американского континента. Находясь над территорией Саудовской Аравии, самолеты наносили удары по северным районам Ирака и возвращались в США с несколькими дозаправками в воздухе.
Следует отметить, что к началу боевых действий Багдад значительно усилил национальную систему ПВО. Иракские зенитные ракетные войска имели в своем боевом составе шесть бригад и одну группу (всего 88 ЗРК). Сухопутные войска прикрывали 12 зенитных ракетных бригад и три отдельных зенитных ракетных дивизиона (около 1700 ЗРК, боевых машин и пусковых механизмов, в том числе: "Квадрат" - 36, "Оса" - 23, "Роланд" - 40, "Кроталь" - 18, "Усовершенствованный Хок" - 5, "Стрела" - 10, "Стрела - 2М" - до 1250, "Игла - 1" - 300).
Система огня группировок ЗРВ была эшелонированной по высоте и дальности, обеспечивалось взаимное огневое прикрытие соседних зенитных ракетных дивизионов (зрдн). В бригадах ЗРВ на каждый развернутый и боеготовый зрдн приходилось до 45 боекомплектов, что позволяло иракским зенитным ракетным войскам провести в идеале до 1300-1400 стрельб. Тактические расчеты показывают, что даже с учетом потери 20-30% дивизионов силы ЗРВ Ирака могли уничтожить 180-200 самолетов.
Однако на практике этого не произошло. Силы противовоздушной обороны Ирака в первые же дни подверглись сокрушительному разгрому. Жестко централизованное управление силами и средствами ЗРВ, не допускавшее самостоятельной инициативы нижестоящих звеньев командного звена, была нарушена в первые сутки. Сплошное радиолокационное поле над всей территорией Ирака с высотой не менее 1-2 км и нижней границей 100-200 м над особо важными объектами исчезло после первых же массированных ударов, в результате которых большинство РЛС было выведено из строя.
Тем не менее возможность эффективно бороться со средствами воздушного нападения еще оставалась. В частности, когда 17 января 1991 г. по важному центру в районе Багдада наводные корабли США из акватории Персидского залива выпустили 40 КРМБ "Томахок", иракская ПВО сбила восемь ракет (20%). Данный эпизод, однако, явился не правилом, а исключением.
Успех военно-воздушных сил МНС предопределил сокрушительное поражение Ирака в войне. Это, по мнению ряда специалистов, объясняется низким уровнем подготовки и проведения всех организационно-тактических и оперативных мер, направленных на поддержание живучести войск, помехоустойчивости группировок ЗРВ и ЗА, организации и поддержания надежного управления и взаимодействия, особенно в сложных условиях боевой обстановки. Кроме того, крайне отрицательно на развитие событий повлияло решение иракского командования практически отказаться от применения истребителей (почти вся авиация Ирака с самого начала военного конфликта была выведена на аэродромы рассредоточения и укрыта от ударов коалиционных ВВС). Эта мера непонятна до сих пор.
На прежнем уровне
Сегодня военно-воздушные силы Ирака представлены следующим составом: эскадрилий боевой авиации - 24 (бомбардировочных - одна, истребительно-бомбардировочных - 8, истребительных - 14, разведывательных - 1); эскадрилий вспомогательной авиации - 9, зенитных артиллерийских бригад - 2. Они оснащены бомбардировщиками Ту-22 и Ту-16; истребителями-бомбардировщиками "Мираж F.1", Су-22М, Су-24, Су-25, Миг-23 - около 90 боевых машин; истребителями ПВО - Миг-21, МиГ-23, МиГ-25, Миг-29, F-9 - до 120 самолетов. Иракские войска противовоздушной обороны имеют четыре зенитных ракетных бригады, четыре зенитных артиллерийских бригады, 14 отдельных зенитных артиллерийских дивизионов и 24 отдельных зенитных батареи. На их вооружении находятся более 100 пусковых установок ЗУР (ЗРК средней дальности С-75 "Волга" - 62, ЗРК ближнего действия С-125 "Печора" - 44) и до 700 орудий зенитной артиллерии. В целом вооружение и военная техника Ирака так и остались на уровне 1991 г.
За последние 10 лет радиолокационная разведка незначительно усилена средствами обнаружения воздушных целей на малых и предельно малых высотах, а система управления - средствами обработки и передачи информации. Они эффективнее, чем ранее бывшие у иракцев, способны выполнять свои задачи в условиях радиоэлектронного противодействия и огневого поражения. Однако Саддаму Хусейну так и не удалось вывести свою военную организацию на качественно иной уровень.
Абсолютное превосходство
Группировка военно-воздушных сил США и их союзников в зоне кризиса сегодня насчитывает до 400 современных и перспективных боевых машин, 74 из них - палубной авиации (68 - на авианосце "Констеллейшн" ВМС США, находящегося в Персидском заливе) и 325 - в наземной группировке, в том числе: стратегических бомбардировщиков ВВС США - до 13; разведывательных самолетов стратегического назначения ВВС США - до 10; самолетов Е-3 системы "АВАКС" и самолетов специального назначения - до 40.
Численность морской группировки в зоне кризиса достигла 52 боевых кораблей, в том числе 11 - носителей крылатых ракет (из них 3 атомных подлодки, всего более 330 КРМБ). Ожидается прибытие новых отрядов, в составе которых до 4-5 авианосцев. В настоящее время продолжается подготовка воинского контингента к боевым действиям в ходе проведения различного рода учений и поисково-разведывательных мероприятий.
Создаваемая система управления войсками и силами в зоне Персидского залива опирается на доработанные за последнее время комплексы средств автоматизации, базирующиеся на все виды разведки и источники информации, прежде всего развернутые в космосе и в воздухе. Интегрированная система управления и разведки по завершении ее создания будет представлять собой созданное единое информационное пространство для ведения военных действий с возможностью использования всей необходимой информации любым потребителем с соответствующим уровнем допуска.
Словом, шансов у Ирака выстоять хотя бы несколько недель практически никаких. Первоклассная американская военная машина без особых усилий закатает Саддама Хусейна и его армию в землю.
А что же у нас?
Попытаемся ответить на вопрос:смогут ли отбить подобное нападения Вооруженные силы Российской Федерации?
Исключая стратегические ядерные силы, военная организация РФ так и не вышла из затяжного кризиса 1990-х гг. и конкурентоспособного продукта и поныне по большинству позиций и показателей боеспособности не представляет. Пожалуй, лучше всего об этом говорит таблица. Даже имеющиеся возможности у ВС России по организации отпора гипотетическому противнику раздроблены по многим ведомствам и не представляют собой монолита, управляемого единой волей.
Существует весьма расхожее мнение, что поставка в 1999 г. нескольких полковых комплектов ЗРС С-300 на Балканы позволила бы Югославии осуществить эффективное противодействие авиации США и НАТО. Однако, скорее всего на практике произошло бы совершенно обратное - и боевая эффективность югославской ПВО возросла бы незначительно (речь пошла бы всего о нескольких процентах), и доброе имя С-300 оказалось бы навсегда дискредитировано.
Почему? Ответ достаточно прост - опора в отражении удара воздушного противника только на систему ПВО (оборонительный компонент) не способна уберечь страну от существующих сегодня средств нападения. Обладающий ими враг, пользуясь превосходством в дальности действия своего вооружения, "ослепив" разнообразными помехами радиоэлектронные средства противоборствующей стороны, будет практически безнаказанно наносить удары по войскам, силам, административно-политическим центрам и объектам военно-промышленного комплекса.
Однако ситуация резко изменится, если, скажем, командные пункты, аэродромы, склады с авиационными средствами поражения, авианосцы и другие корабли нападающей стороны окажутся под систематическим огневым прессингом обороняющегося. Эффективность действия военно-воздушных сил и крылатых ракет в этом случае сразу и значительно снизится. Но на пути организационной и технической реализации этой достаточно простой мысли в Вооруженных силах России слишком много препятствий.
Пока непонятно даже, кто будет организовывать подобного рода противодействие. В рамках военного округа осуществлять этот замысел представляется откровенно бессмысленным, поскольку сегодня ВО - отнюдь не оперативно-стратегическая формация, а административно-хозяйственная. Помимо всего прочего часть сил и средств (флот и дальняя авиация) фронту попросту не подчинена, и он не имеет никаких возможностей управлять этими соединениями и частями в боевой обстановке. Российский фронтовой командный пункт и теперь выглядит как контора с письменными столами и телефонами. Иными словами, мало изменился со времени Брусиловского прорыва 1916 г.
Ранее существовавшие в ВС СССР главные командования стратегических направлений, которые теоретически были способны решить подобную задачу, прекратили свое существование окончательно и бесповоротно. Однако и тогда управление войсками и силами осуществлялось по большей части боевыми приказами, директивами и распоряжениями, что в современной войне вовсе не исключается, но по степени оперативности доведения задач до подчиненных в быстро меняющейся обстановке пригодна лишь для позавчерашнего дня.
Самое печальное: в ВС РФ не существует ныне материальной основы для подобного оперативного (оперативно-стратегического) командования на ТВД (в регионе) - практически отсутствует современная система управления, имеющая в своей основе автоматизированные командные пункты, космическую систему разведки, функционирующую в реальном масштабе времени, разветвленную сеть связи, работоспособную космическую радионавигационную систему.
Немногие имеющиеся ударные силы в Вооруженных силах России распределены между ведомствами, взаимодействие между ними организовано разве что на картах, дальнобойного вооружения в высокоточном исполнении практически нет (см. таблицу).
Наличие образцов современных ВВТ у США, Ирака, РФ
ВС США | ВС Ирана | ВС России | |
Автоматизированный командный пункт оперативно-стратегического уровня, обеспечивающий управление войсками и силами разновидовой группировки войск | + | - | - |
Возможность получения разведывательной информации от космических средств разведки в реальном масштабе времени | + | - | - |
Работоспособная космическая радионавигационная система (КРНС) | + | - | Возможности ограничены |
Приемники КРНС в тактическом звене | + | - | - |
Высокоточное оружие с системами наведения, использующими информацию КРНС | + | - | - |
Космическая связь до батальона (подразделения) включительно | + | - | - |
Возможность использования стратегической авиации с обычными средствами поражения: | |||
- высокоточное оружие (ВТО); | + | - | - |
- бомбы свободного падения | + | - | + |
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У): | |||
- по воздушным целям (типа Е-3 "Авакс"); | + | - | А-50 решает весьма ограниченный круг задач |
- по наземным целям | + | - | - |
Специализированные самолеты: | |||
- радиотехнической разведки типа RC-135; | + | - | - |
- РЭБ EF-111 "Рэйвен"; | + | - | - |
- ЕА-6В "Проулер" | + | - | - |
Возможность применения ВТО ночью и в условиях ограниченной видимости | + | - | - |
Крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) с боевыми частями в обычном снаряжении | + | - | - |
Крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с боевыми частями в обычном снаряжении | + | - | - |
Радиус действия (км): | |||
- тактической авиации; | 1500-2000 | 600-900 (Су-24) | 600-900 (Су-24) |
- штурмовой авиации | 400-600 | - | 200-300 (Су-25) |
Беспилотные самолеты-разведчики, способные передавать информацию в реальном масштабе времени: | |||
- тактические; | + | - | Задача решается с ограничениями |
- оперативные; | + | - | - |
- стратегические | + | - | - |
Возможность переброски войск в любой регион мира: | |||
- сухопутные войска; | + | - | Задача решается с ограничениями |
- ВВС | + | - | - |
Командующий нового типа
Проблема создания оперативных командований и соответствующих средств автоматизации управления упирается не только в решение технических и организационных задач (их, заметим, немало). В этой сфере предостаточно трудностей чисто психологических. В частности, открытым остается вопрос, кто сможет возглавить подобное командование. На первый взгляд это должен быть во всех отношениях подготовленный общевойсковой генерал, которому одинаково близки и понятны интересы всех компонентов разновидовой группировки. Однако за этим бесспорным тезисом скрываются детали, о которых нельзя не сказать.
В России руководство Вооруженных сил традиционно представлено общевойсковыми военачальниками. За редким исключением на протяжении последних семидесяти лет должности министра обороны, начальника Генерального штаба и прочие ключевые посты в военном ведомстве занимали генералы-пехотинцы (или танкисты). Те немногие случаи, когда у руля Минобороны оказывались летчик, десантник, ракетчик, лишний убеждали и руководство страны, и армейскую общественность, что представителям других видов Вооруженных сил (кроме Сухопутных войск) столь сложное дело доверять нельзя. Ибо "узкие специалисты" во главе военного ведомства с первых минут с увлечением отдавались любимому делу - превращали бюджет МО, скажем, в бюджет РВСН или развивали теорию и практику мобильных сил, а самое главное, пользуясь отсутствием каких-либо процедур в кадровой политике, всюду насаждали выдвиженцев из ранее подчиненных им структур. По существу, годы, в течение которых Минобороны руководили "спецы", смело можно считать потерянными для творческого развития армии и флота.
Увы, нынешние российские общевойсковики ничуть не лучше. Самое главное, их с большой натяжкой можно назвать таковыми. Это, по большому счету, командиры стрелковых подразделений с опытом постановки задач ствольной и реактивной артиллерии. В настоящее время у генералов Минобороны и Генерального штаба фактически нет практического опыта руководства разновидовыми группировками войск и сил оперативно-стратегического уровня. Более того, об управлении силами ВВС и ВМФ многие из них имеют самое общее представление (в целом описательного характера).
Но и это еще не все. Трагизм ситуации заключается в том, что больших догматиков и схоластов, чем современные российские общевойсковые генералы, представить очень трудно. В их головы раз и навсегда вбито краткое и точное изложение истин мотострелковой и танковой веры, составленное и утвержденное еще в годы Великой Отечественной войны. Убедить их в том, что центр тяжести вооруженной борьбы давно переместился в воздушную сферу, а классические фронтовые операции давно принадлежат военной истории, практически невозможно. Единственный урок, извлеченный нашими общевойсковыми генералами из опыта войны в Персидском заливе 1991 г., заключается в том, что только ввод в действие группировки сухопутных войск позволил командованию многонациональных сил за четыре дня закончить кампанию.
На образ мышления тонкого слоя высокопоставленных общевойсковых начальников далеко не лучшую роль сыграли и войны, которые вел СССР (Россия) последние десятилетия. По существу, наши генералы не встречались с равным по силам и боевым возможностям противником. Иррегулярные формирования, с которыми им довелось сражаться, не располагали авиацией, бронетанковыми войсками, современной артиллерией, действовали без поддержки с моря. Эти факторы в дальнейшем далеко не лучшим образом сказались на подготовке и качестве российской военной элиты.
Наконец, современные российские общевойсковые начальники руководят подчиненными с помощью боевых приказов и оперативных директив. Представить сегодня отечественного общевойскового командира за экраном индикатора воздушной и наземной обстановки, управляющего войсками и силами с помощью клавиатуры и громкоговорящей связи, практически невозможно. Мотострелковые и танковые генералы физически и психологически не готовы к тому, что в операциях XXI в. обстановка может меняться со скоростью 20 км в минуту.
Таким образом, проблема создания оперативных командований упирается в подготовку управленцев новой формации. Время властно требует общевойскового командующего качественно иного уровня. По своей сложности эта проблема находится в одном ряду с разрешением технических и организационных вопросов создания предлагаемых группировок войск.
До определенной степени сложившаяся ситуация характеризует состояние современной российской военной науки и результаты, достигнутые за последнее время в строительстве Вооруженных сил. Гордиться здесь, конечно, нечем, но предельно ясно, кто виноват и что делать.
В заключение следует сказать вот о чем. Разумеется, не только у России сейчас столь малые шансы противостоять в случае гипотетического конфликта Соединенным Штатам Америки (да еще вкупе с союзниками США по НАТО). Но это - весьма слабое утешение. Вряд ли страна величиной с континент, благодаря своим природным, экономическим, интеллектуальным возможностям традиционно и обоснованно претендующая на роль одной из ведущих держав планеты, достойна быть в военном отношении на уровне пусть даже лидеров третьего мира....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
- ВКонтакте
- Telegram
Июнь 11, 2025
Аэрофлот подписал соглашение о сотрудничестве с Мостуризмом и АНО "Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы"
Июнь 11, 2025
Аэрофлот и MIKS Karting Academy заключили соглашение о сотрудничестве в развитии детского автоспорта
Июнь 11, 2025
Проект по запуску скоростной электрички из Минска в аэропорт планируется реализовать в 2028-2029 годах
Июнь 11, 2025
12 июня музей приглашает на день открытых дверей