НАЗ "Сокол"
10 мая 2018, 11:39
Как строят персональные самолеты - интервью с директором AVIAV TM
В наше время многие успешные люди и организации могут позволить себе иметь собственный самолет
- Добрый день, Виталий Дмитриевич, спасибо, что уделили нам время. Сегодня мы хотели бы поговорить о строительстве частных самолетов. Есть ли в этом процессе какая-то разница по сравнению со строительством обычных пассажирских авиалайнеров?
- Здравствуйте. Существенной разницы нет. Для строительства пассажирских авиалайнеров заказчиком выступают, как правило, авиакомпании. А заказать персональный самолет может любая организация или даже физическое лицо. При строительстве личных джетов больше возможностей для различных нововведений в салоне с учетом индивидуальных пожеланий клиента.
- Где строят частные самолеты?
- Там же, где и пассажирские, на крупных авиапредприятиях. Есть заводы полного цикла, которые создают самолет целиком, начиная от литья металла и заканчивая тестовыми полетами и передачей готового джета клиенту. А бывает, что детали производят разные компании, и потом все прибывают в цех финальной сборки. Строительство любых самолетов большей частью осуществляется вручную. Заказчик изначально выбирает, с каким производителем он хочет работать, а это в свою очередь зависит от того, какая модель самолета ему требуется.
- То есть, чтобы заказать частный самолет, необходимо иметь знания в области авиации?
- Не обязательно, хотя это никогда не помешает. Но, как правило, клиенты, которым нужен частный самолет, далеки от подобных знаний. Им необходима помощь специалистов с первых шагов. Предприниматель или общественный деятель представляет только, какие задачи будет решать воздушное судно: кого, с какой частотой и куда перевозить. В лучшем случае он может четко сформулировать, что должно быть на борту, но и это происходит далеко не всегда. Но чтобы клиент пришел и уверенно сказал: "Мне нужен самолет Bombardier Challenger 300, и только он", - такого не помню. Профессионал AVIAV TM (Cofrance SARL) помогает определиться с моделью, а сделать это бывает непросто. Вначале нужно разобраться с технической частью, летными характеристиками, потом уже с особенностями салона.
- Частные самолеты создаются по индивидуальному проекту?
- Бывает по-разному. Индивидуальный проект больше касается не технической части, а опять же салона. Заказать его разработку можно у выбранного производителя. Допустим, клиент говорит: "Мне нужна на борту кухня, ванная и полноценный рабочий кабинет". Потом вносится еще множество уточнений, что именно должен представлять собой его рабочий кабинет, какие там необходимы опции, что он в ванной желает видеть. Вполне возможно, что подобная модель уже существует, и необходимо подкорректировать лишь нюансы. Но бывает, что внутреннее наполнение создается "с нуля", а потом еще и дизайнер подключается, чтобы создать на борту уникальный неповторимый стиль.
Однако, должен сказать, что в такие "дорогие игрушки" играют очень немногие. Вот, Криштиану Роналду может себе такое позволить. Для него делала самолет израильская компания Israel Aircraft Industries по индивидуальному проекту, в котором предусмотрены персональные ванные комнаты для пассажиров и членов экипажа, зона отдыха, кухня. Это прекрасно, но нужно далеко не всем. Производителей частных самолетов немало, готовых моделей тоже огромное количество. Поэтому есть отличный шанс выбрать и заказать вариант, который уже есть. Это будет и стоить дешевле, и строительство займет меньше времени.
- Вы хотите сказать, что частные самолеты нередко покупают "с конвейера"?
- В том-то и дело, что конвейера, как такового, нет, существует множество прекрасных современных моделей от ведущих производителей: Bombardier, Gulfstream, Cessna, Pilatus, которые создаются поштучно. Но если версия с необходимыми клиентами удобствами и опциями уже есть, то зачем "изобретать велосипед"? Можно пригласить дизайнера, который сделает фиолетовую обшивку салона и эффектную аэрографию, и модель станет неповторимой.
В тоже время даже производители крупных гражданских самолетов всегда оставляют место "для импровизации". Например, одной авиакомпании захочется делать встроенную систему развлечений в креслах, а другой - нет. От этого зависит, как будет располагаться проводка под обшивкой. То есть изначально предусматривается несколько вариантов комплектации, а в частных вариантах их бывает еще больше.
В тоже время даже производители крупных гражданских самолетов всегда оставляют место "для импровизации". Например, одной авиакомпании захочется делать встроенную систему развлечений в креслах, а другой - нет. От этого зависит, как будет располагаться проводка под обшивкой. То есть изначально предусматривается несколько вариантов комплектации, а в частных вариантах их бывает еще больше.
Производители не дадут объективную оценку размеров эксплуатационных затрат, в их интересах занижать эти данные. А на самом деле любой потенциальный покупатель должен учитывать, что четверть бюджета уже в первый год уйдет на обслуживание его воздушного судна. Дальше, соответственно, предстоят такие же затраты, поэтому, планируя расходы, необходимо понимать, что несколько лет эксплуатации будут по стоимости равны цене самого самолета.
- Это и правда огромные суммы. На что же они идут?
- Расходов много: это техническое и сервисное обслуживание, зарплата экипажа, покупка топлива, страховка, налоги, оплата стоянки в аэропорту, юридические услуги, комиссия компании, которая управляет самолетом, бортовое питание, наконец. Если планируется дооснащение базовой версии самолета, то это отдельная статья, которая тоже может занять четверть бюджета.
Другой очень важный вопрос - это схема финансирования. Изначально нужно иметь ответы на вопросы: кто является покупателем, частное лицо, несколько лиц или какая-либо организация. Будет ли приобретатель брать кредит или вложит собственные сбережения, или же использует возможности лизинга. В нашем штате работают грамотные финансовые специалисты, которые помогут просчитать планируемые затраты, выбрать оптимальный способ оплаты, при необходимости оформить кредит на выгодных условиях в одном из европейских банков.
- Воздушное судно обязательно страховать?
- Конечно! И к оформлению страховки нужно относиться очень внимательно. Страховщик должен быть авторитетным и надежным, предоставлять программы с максимальным покрытием рисков и достойной компенсацией, а проверить договор необходимо опытному юристу. Все эти услуги мы предоставляем в нашей компании. Даже мелкий ремонт самолета обходится очень дорого, поэтому нужно умело использовать страховой договор в своих целях.
сли возникают спорные моменты, то юристы AVIAV TM (Cofrance SARL) готовы представлять интересы своих клиентов на суде. А они, действительно, периодически возникают, поскольку фирмы не очень-то любят выплачивать солидные суммы по страховкам, могут придраться к результатам экспертизы и заявить, что случай не относится к прописанным рискам. Мы изначально обращаемся в проверенные компании, чтобы подобных ситуаций не возникало, и стараемся при этом, чтобы договор был максимально выгодным для клиента.
- Что еще важно учитывать на ранних этапах строительства самолета?
- Буквально все. Еще до начала строительства самолета у наших клиентов, благодаря помощи сотрудников AVIAV TM (Cofrance SARL) в голове возникает полная картина о том, как будет складываться "жизнь" его самолета. Важно, например, продумать, в какой стране будет зарегистрирован самолет. От этого зависят его дальнейшие рейсовые возможности и ограничения. "Прописывать" воздушное судно не обязательно на Родине, по некоторым критериям выгоднее делать это в Европе или в США. В России ставить самолет на учет целесообразно только в том случае, если он будет использоваться для внутренних рейсов.
Желательно изначально определиться, будет ли владелец использовать джет исключительно для персональных рейсов или планирует сдавать свой самолет в аренду. Многие так поступают в свободное от собственных полетов время, чтобы воздушное судно хотя бы "отрабатывало" затраты на его обслуживание. Найти арендаторов тоже в компетенции нашей компании, то есть мы максимально упрощаем жизнь клиенту. Но нужно учитывать, что решение о сдаче джета в найм должно быть принято заблаговременно, ведь далеко не всегда и не всем владельцам, разрешается это делать: необходимо соблюдать ряд условий, о которых даст подробную проконсультацию наш специалист.
- Существует ли гарантия на новый самолет?
- Разумеется, да. При создании любого воздушного судна ключевым моментом является безопасность. Когда оно начинает эксплуатироваться, то его за его состоянием следят на государственном уровне, и оно должно быть практически идеальным, чтобы самолет допустили к рейсу. Поэтому любой производитель обязан предоставлять гарантию в том или ином виде. Она выдается на определенный срок, например, на пять лет, и в этот период компания обязуется проводить любой внеплановый ремонт (а планового, естественно, быть еще не должно.)
Все время эксплуатации самолет должен находиться в состоянии "летной годности", на которую он получает сертификат. Необходимо каждый год производить техосмотр и продлевать этот документ. Также самолет должен постоянно проходить плановое техническое обслуживание, на которое, кстати, гарантия не распространяется, оно осуществляется за счет владельца, и цены за одни и те же работы выставляют очень разные. Поэтому необходимо со знанием дела выбирать сервисный центр, что AVIAV TM (Cofrance SARL), собственно, и делает. Но вот если будут обнаружены какие-либо дефекты, то ремонт обязан осуществить производитель, даже если доработки по устранению этих дефектов носят рекомендательный характер.
- Если самолет становится не нужен, легко ли его продать?
- Своими силами практически невозможно, а с помощью опытного партнера, то есть AVIAV TM - вполне реально. Вот только обеспечить продажу на закрытом рынке бывает проблематично: слишком узок круг потенциальных покупателей. Поэтому желательно заниматься этим открыто, продвигая самолет на разных сайтах, в печатных изданиях и на торгах. В любом случае - это долгий процесс: даже если покупатель найдется быстро, проведение купли-продажи и оформление документов занимают много времени. Мы берем все заботы клиентов на себя, сопровождая сделку до последнего шага.
Естественно, для быстрого результата стоит сбивать цену, кстати, бывший хозяин все равно в накладе не останется, спрос сейчас на рынке хороший. Не следует пытаться "спрятать" какие-либо негативные подробности, связанные с эксплуатацией воздушного судна - в интересах владельца предоставить полную информацию.
Продавать самолет лучше до достижения им десятилетнего возраста, более "взрослые" джеты покупатели считают менее безопасными, и совершено напрасно, кстати. Намного важнее, сколько он эксплуатировался и для каких целей, менялись ли его владельцы, производились ли ремонты, - все эти моменты отражены в его летной истории.
Поэтому на ваш вопрос ответить однозначно нельзя: скорость сбыта зависит от ситуации, от состояния воздушного судна и от пожеланий его владельца. Спросом всегда пользуются самолеты большей мощности. Выгодного предложения на этом рынке не пропустят, поэтому при желании самолет можно продать достаточно быстро. В любом случае помощь авиаброкера необходима, как продавцу, так и покупателю. Самостоятельно такую сделку они не проведут.
- Много ли у Вас клиентов, которые заказывают строительство частных самолетов?
- Нет, очень мало. Чаще клиенты предпочитают искать подходящее воздушное судно, которое уже было в эксплуатации. Это дешевле и быстрее. На строительство новых самолетов у известных производителей собираются очереди, они выпускают джеты медленно и поштучно, в таких делах нельзя торопиться. Но ждать никому не хочется.
Что касается безопасности, то, по мнению многих экспертов, судно должно пройти несколько лет облета, прежде, чем быть признанным абсолютно надежным. А первые месяцы - вообще, можно сказать тестовые, даже после проведения всех необходимых испытаний.
Современные джеты разрабатываются и строятся согласно последним достижениям науки и техники, и они поддерживаются владельцами в идеальном состоянии, ведь вопросы безопасности для них актуальнее, чем для кого бы то ни было, поэтому нынешние воздушные суда очень надежны даже в 15-20-летнем возрасте.
Понятно, что новый самолет имеет свои преимущества. Но такую роскошь могу позволить себе лишь единицы. Если такой клиент находится, то мы делаем все возможное, чтобы он получил желаемый результат.
- Какого типа самолеты чаще всего заказывают для строительства?
- Больше всего востребованы деловые джеты средней дальности полета, рассчитанные на 20 пассажиров или же на 7-10 путешественников. И столь же популярны небольшие дальнемагистральные самолеты, которые тоже способны перевозить до 20 путешественников. Успехом пользуются разные модели Bombardier, Hawker, Cessna, Gulfstream и другие.
Нельзя забывать, что заказчиками часто выступают крупные компании, которым воздушные суда необходимы для отправления в командировки сотрудников. Ну, а в индивидуальных случаях салоны таких самолетов полностью переделываются и становятся годными для перевозки всего 5-8 человек, но зато с настоящим шиком.
- Мечтаете ли Вы сами приобрести личный самолет?
- Нет, подобных пожеланий у меня никогда не было, не смотря на то, что я являюсь горячим поклонником деловой авиации. Да и необходимости у меня такой нет: я летаю не очень часто. Мне доставляет удовольствие работать в данном направлении и предоставлять комфортные самолеты тем, кому, они, действительно, нужны....
Авторские права на данный материал принадлежат «НАЗ "Сокол"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали