Коммерсантъ - Самара
11 июля 2018, 08:29
Ульяновск просят заплатить за невылет
Авиаперевозчик требует упущенную выгоду с неработающего аэропорта
В минувшую субботу Арбитражный суд Ульяновской области опубликовал решения о принятии к рассмотрению иска ООО "Авиакомпания "Победа" (лоукостер, дочерняя компания "Аэрофлота") к ОАО "Аэропорт Ульяновск" и назначении предварительного судебного заседания на 8 августа 2018 года. Авиакомпания просит взыскать с аэропорта ее убытки в размере 6,695 млн руб., связанные с тем, что она не смогла выполнить согласованные и запланированные авиарейсы из-за того, что аэропорт так и не был открыт после реконструкции.
Напомним, реконструкция ВПП ульяновского аэропорта была начата в апреле 2016 года. Сначала планировалось открыть его в конце 2016 года, но сроки сдачи в заявлениях чиновников облправительства неоднократно переносились: вначале на июнь 2017 года, затем на сентябрь 2017 года, потом - на декабрь, на середину января и на апрель 2018 года. В качестве причины затягивания сроков сначала указывалась незавершенность реконструкции, затем ожидание поставки наземного радионавигационного оборудования, потом - повторная госэкпертиза, необходимость которой появилась из-за изменений в законодательстве, произошедших за время реконструкции. До сего дня аэропорт закрыт, хотя физически все работы по реконструкции завершены.
В исковом заявлении (имеется в распоряжении редакции) авиакомпания отмечает, что 8 декабря 2017 года согласовала с аэропортом слоты (время прилета-вылета) самолетов по маршруту Москва-Ульяновск-Москва на зимний сезон 2018 года и "получив от АО "Аэропорт Ульяновск" телеграмму о подтверждении выполнения рейсов", "открыло свободную продажу авиабилетов". Всего с 13.12.2017 по 01.03.2018 было реализовано 1288 авиабилетов на общую сумму 6,695 млн руб. на февраль 2018 года. Однако 1 февраля аэропорт телеграммой сообщил авиакомпании о невозможности осуществления авиарейсов "по причине неполучения соответствующего разрешительного документа от Росавиации о вводе ВПП в эксплуатацию", указывается в иске.
"Победа" считает, что согласовав слоты, "аэропорт принял на себя обязательство по обеспечению возможности прилета и вылета воздушных судов", но не исполнил эту обязанность, "что привело к возникновению у "Победы" убытков в размере 6,695 млн руб. в виде упущенной выгоды". Отсутствие разрешительной документации, по мнению истца, "не имеет правового значения в рассматриваемом случае".
Гендиректор АО "Аэропорт Ульяновск" Сергей Наконечный категорически не согласен с требованиями "Победы" и уверен, что арбитраж откажет ей в удовлетворении иска. По его словам, слоты - это не более чем согласованное время принятия и вылета воздушных судов, и никаких иных обязательств не дают. "Я им только подтвердил слоты, но не дать их не мог, потому что иначе ко мне бы придралась ФАС. Слот - это только первый шаг, после которого авиакомпания заключает договор с аэропортом. Однако договор они со мной не заключили и никогда даже не запрашивали информацию о датах планируемого открытия, хотя по телефону мы им сообщали, что пока аэропорт закрыт", - пояснил господин Наконечный. Он считает, что "Победа", не выяснив даты открытия аэропорта, "стала продавать авиабилеты на свой страх и риск", но "фактически ничего не потеряла, лишь получила на какое-то время от пассажиров бесплатный кредит". Господин Наконечный также отметил, что, "к примеру, "Аэрофлот" - также согласовал слоты и даже подписал с аэропортом договор, однако до получения официальной информации об открытии продажу авиабилетов даже не планировал".
Стоит упомянуть, что по похожим обстоятельствам "Победа" подавала в конце 2016 года иск к аэропорту Внуково и проиграла дело. В мае 2018 года Верховный суд отклонил жалобу авиакомпании по этому иску, согласившись с нижестоящими инстанциями.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что в отсутствие договора вероятность выигрыша "Победы" в споре с Ульяновском невелика. "Другой вопрос, что такие иски могут открыть ящик Пандоры. И если найдутся основания удовлетворить этот иск, тогда и у пассажиров могут возникнуть основания потребовать свои дополнительные компенсации помимо возврата денег", - сказал эксперт, заметив, что лоукостер, работая в жестком финансовом формате, ведет большую юридическую практику и старается отсуживать деньги везде, где это только можно. "Кроме того, попытка показать через иск пассажирам, почему компания не выполнила свои обязательства перед ними, даже выгодна с точки зрения пиара", - добавил господин Пантелеев.
В авиакомпании "Ъ" ответили, что "готовы рассмотреть возможность потенциального открытия рейсов в Ульяновск после решения всех разногласий".
По данным "Ъ", повторная госэкспертиза проекта реконструкции аэропорта и его реализации уже прошла. До 14 июля Ульяновский институт гражданской авиации (на балансе которого находится ВПП) должен устранить все замечания. Затем, после положительного заключения госэкспертизы, которое должно быть получено до 5 августа, Ростехнадзор выдаст заключение об окончании строительства, еще несколько дней уйдет на оформление сертификата Росавиацией. Предположительно, аэропорт Ульяновск могут открыть в середине августа, накануне Дня воздушного флота....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали