Независимое военное обозрение
31 августа 2018, 08:29
Маленькое "Монино" российской глубинки
В номере "НВО" за 20 июля 2018 года была опубликована статья Михаила Игоревича Петрова "Хермескайл - "Монино по-немецки", в которой рассказывалось о частном немецком авиационном музее в Хермескайле, на юго-западе Германии
Рождение музея
Таганрог, этот старый приморский южнорусский город, уже более века породнился с авиацией и сейчас стал одним из центров авиационной промышленности и науки нашей страны. В Таганроге находится ведущее отечественное конструкторское бюро, работающее в области гидросамолетостроения - Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации). Впрочем, речь пойдет о Музее авиационной техники 325-го авиаремонтного завода, находящегося на территории аэродрома "Таганрог-Центральный", который, несмотря на свои небольшие фонды, занимает достойное место среди аналогичных музеев страны.
Появился этот музей весьма необычно. С 1963 по 1989 годы на аэродроме базировался 963-й учебный авиационный полк Ейского высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ), осуществлявший подготовку летчиков на истребителях-бомбардировщиках Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7У и Су-17. С началом перестройки и последовавшим за ней распадом СССР руководством страны был подписан унизительный по своей сути Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). В ходе его реализации были созданы базы ликвидации сухопутной и авиационной боевой техники.
Одна из баз ликвидации авиационной техники (БЛАТ) фронтовой авиации начала свою деятельность на аэродроме "Таганрог-Центральный". Здесь завершилась летная жизнь истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, Су-17, Су-22 различных модификаций. Все самолеты сохранили значительный ресурс, а некоторые из них поступали на базу сразу после капитального ремонта. На аэродроме все стоянки были плотно заставлены обреченными на уничтожение крылатыми машинами. Специалисты БЛАТ производили их разборку, разделку на металлолом и утилизацию оборудования. Всего в Таганроге было уничтожено более 300 самолетов фронтовой авиации.
Главный инженер базы подполковник Владимир Ильич Стоянов обратился к командующему 4-й воздушной армии генералу Bладимиру Cергеевичу Михайлову (будущему Главкому ВВС России и генералу армии) с предложением сохранить по одному самолету каждого типа для создания музея авиационной техники. Директивой командующего 4-й ВА от 27 апреля 1995 года четыре самолета - МиГ-21бис, МиГ-23МЛД, МиГ-25БМ и Су-22УМК - сохранялись в качестве экспонатов будущего авиационного музея. Этот день считается датой основания музея, а генерала армии B.C. Михайлова называют его "крестным отцом". Вышедший же в запас подполковник Стоянов стал бессменным директором и хранителем музея.
Коллекция растет
В настоящее время коллекция музея включает 14 самолетов (среди которых такие раритеты, как МиГ-15УТИ, МиГ-25БМ, Бе-12П и Як-38), 11 авиационных двигателей различных типов. Среди других экспонатов - авиационное оружие и средства поражения, различное авиационное и электронное оборудование, средства аварийного покидания и летное снаряжение летчиков. В экспозиции музея собрана коллекция авиационных моделей, куда входит более 250 экземпляров, библиотека авиационной литературы, видеотека, а также другие материалы, посвященные авиаторам города Таганрога.
Семейство знаменитых во всем мире истребителей "МиГ" представлено в музее самолетами МиГ-15УТИ, МиГ-19С, МиГ-21бис, МиГ-23МЛД и МиГ-25БМ. Музейный МиГ-23МЛД был выпущен в 1978 году, эксплуатировался в 32-м гвардейском и 168-м истребительных авиационных полках (иап). В составе 168-го иап, в 1987-1988 годы эта машина принимала участие в афганской войне. В музее данный самолет несет на своем борту эмблему 168-го иап ("сокол с молнией") и "афганские" белые звездочки за боевые вылеты.
Интересный экспонат - советский "дикий ласка", самолет радиоэлектронного противодействия и прорыва ПВО МиГ-25БМ. Эта машина предназначалась для разведки и уничтожения РЛС и станций наведения зенитных ракетных комплексов противника с помощью четырех противорадиолокационных ракет Х-58, которые подвешивались под крылом самолета. В отличие от перехватчиков МиГ-25П и разведчиков МиГ-25РБ этот самолет выпускался малой серией и состоял на вооружении только советских ВВС.
Фронтовой истребитель МиГ-19С ("изделие 61" с цельноповоротным стабилизатором) до того как попасть в музей был установлен на постаменте в военном городке истребительного полка ПВО, базировавшегося в Ростове-на-Дону. В связи с тем, что городские коммунальные службы решили проложить новую теплотрассу как раз в районе постамента, самолет потребовалось срочно убрать. Истребитель сняли с постамента, затем приступили к демонтажу консолей крыла и подготовке самолета к транспортировке. Заржавевшие болты крепления консолей крыла отвернуть не удалось, и их пришлось обрезать. Фюзеляж и отстыкованные консоли погрузили на трейлер и доставили в Таганрог. В музее начались работы по сборке и восстановлению самолета. С помощью сварки пристыковали к фюзеляжу консоли крыла, стойки шасси установили в выпущенное положение, очистили отсеки планера от мусора и птичьих гнезд, провели клепальные работы и частичную покраску машины.
Путь в экспозицию музея классического учебно-боевого МиГ-15УТИ тоже был труден и извилист. Первоначально он принадлежал клубу "Юный летчик" в Ростове-на-Дону, и если в советское время коллекция летательных аппаратов, переданных клубу, содержалась в порядке, то с наступлением "рынка" они оказались никому не нужны и в конечном счете были порезаны и сданы на металлолом. К счастью, благодаря многочисленным обращениям В.И. Стоянова, МиГ-15УТИ избежал этой участи и был передан музею. В 2016 году он был отреставрирован на таганрогском 325-м авиаремонтном заводе. Практически полностью восстановлен внешний облик самолета. Сейчас ведется работа по восстановлению фонаря пилотской кабины и самого оборудования кабины пилотов.
Находящийся в музее истребитель-бомбардировщик Су-17М3 ранее принадлежал 963-му учебному авиационному полку (уап), а учебно-боевая спарка Су-22УМК (экспортный вариант Су-17УМ3) использовалась у нас для обучения иностранных курсантов. Обе машины поступили в музей в удовлетворительном состоянии, кабины пилотов сохранены. Самолеты прошли косметический ремонт с восстановлением лакокрасочного покрытия, на них нанесли опознавательные знаки, эмблемы, эксплуатационно-технологические надписи. На борт Су-22УМК нанесен рисунок ордена Красного Знамени, которым был награжден 963-й уап.
Летающие раритеты
В экспозиции представлены также чехословацкие учебно-тренировочные реактивные самолеты Л-29 и Л-39, которые были основными "летающими партами" советских ВВС. Л-39 был доставлен из расформированной Марцевской школы младших авиационных специалистов, а Л-29 - из Морозовского гарнизона в разобранном состоянии.
Еще один раритет в коллекции музея - планер палубного штурмовика, самолета вертикального взлета и посадки Як-38. Самолет был найден В.И. Стояновым в Ейске уже сданным на базу металлолома. Заведующий базы потребовал за Як-38 такое же количество металлолома. Его удалось собрать с помощью бывших сослуживцев Стоянова, и самолет Як-38 был доставлен в Таганрог. Там занялись его восстановлением. К сожалению, оборудование пилотской кабины утрачено и необходима ее реконструкция.
Гордостью музея является самолет-амфибия Бе-12П. В начале 1990-х годов на ТАНТК им. Г.М. Бериева началась программа конверсии противолодочных амфибий Бе-12, уже отслуживших свое, но имевших большой остаток ресурса, в "водяные бомбардировщики" Бе-12П. Одной из этих машин был Бе-12 с серийным номером №86010004, ставший RA-00041. Самолеты Бе-12П работали на тушении пожаров в Иркутской, Ростовской областях, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия), на Сахалине и Чукотке, а также в Крыму в районе Ялты.
После выработки ресурса Бе-12П самолеты были списаны и находились на стоянке ТАНТК им. Г.М. Бериева. Попытки получить один из них в музей на ответственное хранение долгое время не давали результатов. Пришлось обратиться с официальным письмом в правительство РФ, и положительное решение наконец было принято.
В 2008 году самолет был отбуксирован со стоянки предприятия в музей. Кабина пилотов была сохранена в первоначальном состоянии, но, к сожалению, были сняты двигатели. В 2014 году удалось заполучить два недостающих двигателя АИ-20, которые были установлены на самолет, смонтированы воздушные винты и навешены капоты двигателей. Вместе с амфибией в музей была передана летная и техническая документация на эту машину.
Гражданская авиация представлена в экспозиции музея легким транспортным самолетом Ан-2 и вертолетом Ми-2. Ранее этот "Ан второй" эксплуатировался в подмосковном НИИ-17, тогда как вертолет Ми-2 был безвозмездно передан из таганрогского авиационного спортивно-технического клуба РОСТО. Обе машины прошли восстановительный ремонт и находятся в хорошем техническом состоянии.
Кроме летательных аппаратов в экспозиции есть и другие авиационные "артефакты". Один из них - носовая часть с пилотской кабиной среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154М, безвозмездно переданная ростовской авиакомпанией "Дон-Авиа". Еще один артефакт - основная опора шасси от одного из первых серийных дальних противолодочных самолетов Ту-142 с двенадцатиколесными тележками. Среди двигателей, имеющихся в музейной коллекции, есть в том числе и учебно-разрезные Д-30КП-2, АЛ-21Ф, АИ-20К и АИ-25ТЛ.
В поисках экспонатов
Главной проблемой для таганрогского музея является пополнение его новыми экспонатами. Все, что представлено в нем, получено из неучтенных источников, а не через департамент имущественных отношений Министерства обороны. Даже самолет-амфибия Бе-12П передан в музей распоряжением премьер-министра Михаила Ефимовича Фрадкова. А вот неоднократные обращения в департамент имущественных отношений МО РФ и лично к министру обороны генералу армии Сергею Кужугетовичу Шойгу остались без внимания.
Еще одним больным вопросом музея является невозможность свободного доступа, так как он расположен на закрытой территории военного гарнизона. Посещение возможно только по предварительной заявке организованных групп. Радикальным решением этой проблемы мог бы стать перенос экспозиции на городскую территорию, однако пока такое решение не принято.
Тем не менее, несмотря на все проблемы, музей живет, во многом благодаря энергии своего бессменного директора и хранителя. Сам музей находится по адресу: улица Циолковского 42, аэродром "Таганрог-Центральный". Время его работы с понедельника по пятницу, с 8 до 14 часов. Посещение по предварительным заявкам. Если вы любите авиацию и вам случится посетить Таганрог, то не пожалейте времени, обязательно зайдите, вполне возможно, что его экспозиция к тому времени пополнится новыми экспонатами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали