Фонтанка
16 ноября 2018, 14:19
Будущее за роботами. Взгляд на грядущие войны через авиасалон в Китае
Слишком много дронов. Такой вывод сделает рядовой посетитель, побывав на авиационном и аэрокосмическом салоне в Китае
На 12-м международном авиасалоне в Чжухае у стенда российского разработчика и производителя систем воздушно-космической обороны - концерна "Алмаз-Антей" толпились любопытствующие. Хотя вряд ли кто-то из них собирался приобретать "здесь и сейчас" что-то из меню: "Шилка", "Тор", "Бук", С-300 и С-400, радиолокационные системы ближнего и дальнего обнаружения. Эти названия, благодаря событиям последних лет, похоже, теперь знает каждая домохозяйка. Даже про разработку С-500 что-то слышали. Не всякая домохозяйка скажет, что С-400 собирают на Обуховском заводе в Петербурге.
Китайский авиасалон - одна из нескольких мировых площадок, где раз в два года встречаются буквально все, кто имеет отношение к авиации, космосу, ракетам, противовоздушной и противоракетной обороне. Если хотите, это один из этапов чемпионата мира в этой области. Для компаний важно обозначить здесь свой флаг. Для специалистов - вживую увидеть, чем дышат конкуренты.
Обыватель может представить, на каких самолетах он будет летать через несколько лет, а обыватель с большими деньгами - даже примерить новый бизнес-джет.
"Мы подошли к черте, за которой другие принципы построения вооружений и боевых действий - говорят специалисты. - Следующие сражения - это битвы роботов". Взгляд неспециалиста на салон подтверждает этот прогноз: дроны всех размеров и конструкций - от миниатюрных до превосходящих фронтовой бомбардировщик; самолеты и вертолеты; несущие мощные бомбы и миниатюрные ракеты. В этом же направлении развиваются идеи инженеров, разрабатывающих вооружение для противовоздушной обороны. "Будущее за автоматическими системами противодействия", - говорят в "Алмаз-Антее", создающем это оружие.
Из разговоров о будущем под шум двигателей боевых самолетов, совершающих демонстрационные полеты, можно понять, что "Алмаз-Антей" проявляет инициативу в проектировании систем противодействия дронам. Обоснование целесообразности такой работы лежит на поверхности: "Бук" или С-300 должен без труда уничтожить небольшой автоматический летательный аппарат. Но огонь из таких установок по маленькому беспилотнику станет подтверждением пословицы "из пушки по воробьям". Стоимость ракеты - десятки и даже сотни миллионов рублей. А если атакующих беспилотников будут тысячи? Чем будем воевать, когда вслед за дронами полетят баллистические ракеты и самолеты? Сформулируем идею: противостоять дешевым беспилотным аппаратам должна такая же недорогая защита. Но это завтрашний день, хотя и очень близкий.
Возвращаясь в сегодня, конструкторы "Алмаз-Антея" отмечают очевидное: рекламу производимой ими техники делают другие страны. Может быть, за этим Россия в Сирии? Тем более что соперничество на этом рынке - не просто фигура речи, а жесткая реальность. "Конкурируют с нами активно и агрессивно. В первую очередь ценой", - подтвердил мне один из собеседников рядом с образцами китайской техники. По внешнему виду она очень похожа на наши комплексы ПВО. "Только мы не знаем их характеристик: партнеры не распространяются о своих достижениях, особенно, когда видят русских", - рассказывает собеседник. "Было бы интересно посоревноваться в стрельбах с китайцами", - размечтавшись, произнес специалист, имеющий непосредственное отношение к появлению зенитного комплекса средней дальности "Бук-М3", поступающему сейчас на вооружение. По информации СМИ, новый комплекс имеет 36 целевых каналов. Еще одно существенное отличие от предшественника - 6 ракет на пусковой установке.
По данным "Рособоронэкспорта", продажи российских систем ПВО в общем объеме экспорта отечественных вооружений неуклонно растут. Поэтому неудивителен интерес профессиональных участников салона к продукции концерна. Тот же "Бук-М3" в варианте для внешних рынков получил имя "Викинг". Его создание - собственная инициатива концерна, который рассчитывает на экспортные контракты.
Посоревноваться с конкурентами были бы не прочь и создатели систем радиолокации - неотделимой части ПВО и еще одного кластера продукции "Алмаз-Антея". По их словам, пару десятков лет назад американцам было предложено устроить батл: наш радар против самолета с технологией "Стелс". Увы, не встретили понимания. "Стелс" добавил трудностей в поиске цели, но задача была решена. В метровом диапазоне "невидимка" становится заметным, а демонстрация того, как локатор обнаруживает новейший аппарат могла негативно повлиять на продажи", - объясняют конструкторы. В будущих сражениях именно операторы РЛС выступают в роли камикадзе, так как задача нападающей стороны - в первую очередь вывести из строя системы обнаружения. Самая мощная в мире передвижная РЛС разворачивается в рабочее состояние прямо с марша всего за 15 минут, "видит" на сотни километров в даль и в высоту и с большой точностью определяет атакующий объект. Эти станции, их примерные характеристики - не секрет и предлагаются к продаже. Но в войска уже поступают новые радары, даже изображения которых еще не демонстрировались.
Потенциальные рынки для таких вооружений - страны Азии, азиатско-тихоокеанского региона, Южная Америка, Индия, арабские государства.
- А Китай? - спрашиваю я людей, знакомых с предметом.
- Очень трудный партнер, - говорят знатоки. - Им достаточно купить один экземпляр…
Сколько стоят такие взрослые "игрушки"? Почти в каждом случае цена определяется индивидуально в процессе переговоров сродни шахматным партиям. И не на ависалонах, где партнеры-конкуренты, потенциальные продавцы и покупатели придирчиво рассматривают достижения "народного хозяйства", инженерной мысли и пытаются разгадать планы корпораций.
Комплексная система ПВО сегодня реализована только в двух странах (вы знаете их названия), потому что это очень дорогая и технологически сложная история. Одиночный ракетный комплекс дальнего действия типа C-400 не решает всех задач противовоздушной и космической обороны. Система должна состоять из множества вооружений и техники, позволяющих обнаруживать и уничтожать цели как на самых дальних рубежах и на высотах до десятков километров, так и в непосредственной близости и на высоте от 10 метров. Судя по тому, как элементы этой системы интересовали посетителей завершившегося в середине ноября смотра, по этой части у российских специалистов есть чему поучиться. Поэтому пока ни совместных с китайцами, ни с американцами соревнований по разделу ПВО ждать не приходится. И не только из-за международной обстановки. Просто победитель получает рынок стоимостью сотни миллиардов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов