Наука и техника
21 июня 2019, 16:11
Главная новинка Ле-Бурже’2019 или счет поколений по-французски
Стартовавший 17 июня 2019 г. Международный аэрокосмический салон в Ле-Бурже во Франции, уже 53-й по счету, бесспорно одно из главных событий этого года в мире авиации и космонавтики
Самолет разрабатывается совместно европейским авиастроительным концерном EADS и французской корпорацией Dassault, а к созданию двигателей, оборудования и вооружения для него уже привлечены несколько десятков государственных и частных предприятий Евросоюза. Хотя основная роль в программе принадлежит Франции и Германии, к работе по ее ключевым направлениям уже присоединилась Испания.
Самолет со всем его бортовым оборудованием рассматривается как главный, но не единственный компонент "Боевой воздушной системы будущего" FCAS (Future Combat Air System). Она видится разработчикам как "система систем" и будет включать разнообразные беспилотные летательные аппараты - крылатые ракеты и многоразовые разведывательно-ударные самолеты со своим оборудованием и вооружением, как запускаемые с борта NGF, так и с других летательных аппаратов, наземных аэродромов и кораблей, которые будет объединять единая сеть управления - "скелет" всего комплекса.
Эта сеть будет базироваться на популярной ныне в среде IT-специалистов "облачной технологии". Множество разнородных боевых аппаратов на земле, от систем обнаружения целей до снарядов и ракет и их носителей в небесах и на море будут жить в ней подобно организмам в экосистеме каждый своей жизнью благодаря вживленному в них искусственному интеллекту, но обмениваясь непрерывно информацией с другими обитателями этой "экосистемы". Это позволит каждому отдельному "организму" строить свои действия максимальной автономно, однако основываясь на обладании всей полнотой этой информации. Это сделает такое "боевое облако" (Combat Cloud) всемогущим и неуязвимым благодаря возможности на каждом уровне мгновенно принять оптимальное решение и осуществить его, потому что противник не сможет ни скрыть свои действия, ни подавить все каналы управления, образующие слишком разветвленную для этого сеть.
От открывшихся сияющих перспектив у многих экспертов просто закружилась голова, и они немедленно отнесли такие самолеты к VI поколению и даже в официальной расшифровке аббревиатуры NGF слово "News", "новый" заменяют на "Next", подчеркивая, что этот самолет относится к следующему по отношению к самому новому существующим поколению - пятому.
Но что им позволяет так говорить?
Основной аргумент - та самая "система систем в облачной технологии", то есть установленное на NGF программное обеспечение и реализующее его оборудование. Но что мешает поставить это же оборудование на самолеты, скажем, V и даже IV поколения? Только одно - его, этого оборудования, пока нет, а когда будет, то никаких проблем, мало того, это придется делать в силу непрерывного удорожания производства новых самолетов, определяющего необходимость непрерывной модернизации старых.
А что же сам представленный макет NGF? Пока в нем не видно никаких новшеств, наоборот, его эволюция от первоначального вида идет "задом наперед" - пришлось увеличить объем носовой части для размещения РЛС и поставить оперение - пока только горизонтальное, но не исключено в скором будущем появление и вертикального. И уже сейчас по таким параметрам как отношение площади проекций планера и его омываемой поверхности, объема и веса компоновка NGF, а следовательно и определяемые ею доли летных качеств и эффективной поверхности рассеивания сигнала РЛС не будет лучше, чем у истребителя V поколения. Вырастут летные данные - посмотрим, но пока этого ничто в представленном самолете не обещает.
А коли так, справедливо будет отнести NGF не к шестому, а лишь к пятому поколению реактивных истребителей, точно также, как не известно почему некоторые эксперты относят самолеты Еврофайтер "Тайфун", Дассо "Рафаль" и SAAB - BaE "Гриппен" к поколению IV++. По каким признакам добавлены эти "плюсики"? Их новую электронику можно поставит на любой другой самолет, а по планеру и силовой установке они ничуть не лучше F-15, F-16, МиГ-29 или Су-27 в их самом первом варианте поколения IV.0. Разве что они появились позже их, потому что опоздали?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов