Концерн "Международные аэронавигационные системы"
12 июля 2019, 13:21
Второе пришествие авиации: эпоха беспилотья
Беспилотные летательные аппараты, по сути, зародились во времена появления пилотируемых воздушных судов. Уже в конце XIX века изобретатели пытались запустить в небо ЛА, которыми можно было бы управлять дистанционно
В Советском Союзе имелись свои разработки, которыми занималось КБ "Туполев". Изначально эти беспилотные аппараты были разведывательного и ударного назначения - Ту-121, ТУ-130ДП и ТУ-123 "Ястреб". Позже появились оперативно-тактические, а также аппараты для использования в целях народного хозяйства: для обнаружения лесных пожаров, ЧП на нефте- и газопроводах. После распада СССР все отечественные разработки были заброшены, и сегодня Россия для себя открывает эту отрасль заново.
Гражданские беспилотники особенно стремительно начали развиваться после нулевых. Изначально даже в США оценки по рынку БПЛА были достаточно скромными. К 2020 году, как свидетельствуют аналитические данные Федерального управления гражданской авиации Соединенных Штатов (ФАА), число дронов должно было составлять около 15 тысяч единиц. О том, насколько эти прогнозы оказались скромными, говорит следующий факт - в 2016 году только в США было продано 2,8 миллионов гражданских беспилотников на общую сумму почти один миллиард долларов.
- Беспилотье врывается в жизнь человечества семимильными шагами, - говорит исполнительный директор "Концерна "Международные аэронавигационные системы", д.т.н, профессор Михаил Каневский. - Мир созрел для беспилотной эры. Этого требуют и уровень развития технологий, и потребности бизнеса, и запросы потребителей.
США остаются гегемоном в этой сфере, но надолго ли? Сегодня конкуренцию им, прежде всего, составляет Европа, аппараты которой пока уступают в техническом плане. Однако здесь созданы хорошие условия для инвесторов, а главными игроками на европейском беспилотном поле являются такие компании, как "EADS", "Alcore" и "Rhein-metall". Эти фирмы обеспечивают второе место Европы после США по производству беспилотников.
Активно выходят на мировой рынок БПЛА Китай, Израиль, Южная Корея, Сингапур и ряд других стран. К примеру, разработки китайской компании DJI с каждым днем становятся все конкурентоспособней. Их главное преимущество - соотношение качества и цены.
В нашей стране, по словам Михаила Каневского, существует пять двадцатилетних циклов развития беспилотных систем, которые можно отсчитывать с момента зарождения авиационных систем в целом. В настоящее время в России наблюдается существенный всплеск разработок, которого не было никогда.
- Это мы можем наблюдать и по развитию технологий водородного топлива для БПЛА, и использованию композитных материалов, а также по другим показателям, - говорит он. - В настоящее время в нашей стране порядка 235 технологических разработок в области беспилотья, и это очень даже неплохой показатель.
Не обходится отечественный "БПЛАпром" и без барьеров. Главным, пожалуй, можно считать отставание в сфере нормотворчества. В Европе и США государственные структуры оперативно реагируют на новейшие разработки и запросы бизнеса, у нас этим есть определенные трудности. Конечно, проще всего было бы обвинить в этих проблемах государство, но, как считает Михаил Каневский, это говорит в целом о незрелости всех участников отрасли.
- В Европе вопросы сертификации БАС давно решены, так же, как и ряд других моментов, связанных с законодательным регулированием этой сферы. Здесь разработаны масштабные программы по интеграции дронов в общую воздушную среду. В самом ближайшем будущем БПЛА смогут осуществлять массовые полеты в городах, - рассказывает исполнительный директор "Концерна "МАНС". - В США NASA и DARPA финансируют разработки, которые затем при государственной поддержке внедряются в промышленность. При этом главными проводниками законодательных инициатив в сфере беспилотных технологий являются местные власти штатов, которые наиболее оперативно реагируют на запросы разработчиков и потребителей.
В России инициативность, проявляемая снизу, - больше из ряда исключений, нежели существующая закономерность. И все же такие примеры, к счастью, существуют. Интересный проект назревает в Тверской области, власти которой с привлечением технической базы и специалистов "Концерна "МАНС" работают над созданием собственной аэродромной базы "Орловка". Она, как планируется, станет полигоном для отработки технологии применения БАС в Тверской области.
- Еще одно направление, которое сегодня имеет важнейшее значение, - создание информационно-сервисных технологий на базе систем наблюдения, связи и передачи данных, - рассказывает Михаил Каневский. - В проекте наряду с нашей компанией задействованы такие фирмы, как "АСТРА", "Кронштадт Аэро" и другие.
Создание единой системы внедрение в общее воздушное пространство БАС - глобальный высокотехнологичный проект, который по масштабу не уступает аналогичной американской программе UTM. Кстати говоря, сегодня американские решения в области интеграции БАС по праву считаются лучшими в мире.
- Есть, конечно, у нас в России мнение, что нам необходимо выбрать некий свой путь. Я не раз слышал разговоры о том, что нужно ввести два стандарта. У меня простой вопрос - зачем? Есть технология 1090ES, которая используется во всем мире и одобренная ИКАО. Внедрение дополнительных технологий не имеют никакой необходимости и приведет к неактуальным финансовым затратам. Необходимо развиваться в общемировом русле - подчеркнул Михаил Каневский.
Развитие беспилотной авиации Президент РФ Владимир Путин назвал одной из приоритетных задач государства. И сегодня в этом направлении действительно много делается важного, полезного. У России есть огромный шанс стать одним из лидеров технологий в области беспилотных систем, если нам вдруг не придет в голову шальная мысль бросить все на полпути и заняться поисками своей воздушной псевдоаутентичности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Концерн "Международные аэронавигационные системы"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 9, 2024
XXIII встреча участников Авиационного пресс-клуба состоялась в Москве
Декабрь 18, 2024
Предприятие Ростеха разработало комплексную защиту регионов от дронов