О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Явление крылатого чудища

Стратегический бомбардировщик "В-52". Еще пятнадцать лет назад представить было невозможно, что этот символ холодной войны не то, что подлетит к Москве, а вообще пересечет границу нашей страны. И вот, пожалуйста, в первый же день работы "МАКСА-2003" явление крылатого чудища состоялось.

Ровно в десять часов утра темно-серый "пузатый самец", как зовут его в шутку американские летуны, появился в небе над Жуковским. Позади - 14 часов беспосадочного полета с континента на континент. И еще минут сорок 200-тонный монстр ловко выруливал между стоящими вдоль бетонки экспонатами. Специальных тягачей здесь не было. Поэтому на место стоянки, отведенной для бомбовоза, пришлось пыхтеть на своих двоих.

Строго говоря, это уже второй случай, когда В-52 мягко садится на русском аэродроме. Первый был весной 1992 года, одиннадцать лет назад, когда наши отношения с Америкой переживали "медовый месяц". С авиабазы Барксдейл в Луизиане взлетели тогда два "Стратофортресса". Пройдя Атлантический океан и дозаправившись над Англией, они через несколько часов появились над Рязанью. Так, спустя 40 лет после создания, "В-52" впервые осуществил перелет, для которого он собственно и предназначался. То был дружественный визит в связи с 50-летием дальней авиации России. Вряд ли конструкторы фирмы "Боинг", отцы-создатели знаменитого самолета, символа американского милитаризма могли предположить, что их летучее "детище" когда-нибудь станет совершать визиты вежливости в "логово" заклятого врага.

В Жуковский прилетел на сей раз боевой, заслуженный борт 1961 года выпуска. Судя по отметкам на фюзеляже, за время своей долгой службы он выполнил восемь боевых пусков крылатых ракет и семь раз наносил бомбовые удары.

- А в каких кампаниях самолет ваш участвовал, сэр? - любопытный коллега тянет руку с диктофоном через ограждение, опоясывающее стоянку бомбовоза, возле которого неотлучно дежурит кто-то из экипажа. Заодно пилоты "подрабатывают" гидами. Часами могут говорить о самолете, тараторят, причем без запинки, словно автомат. Видимо этот свой текст они сначала долго и старательно зубрили :

Вопрос прозвучал на вполне съедобном английском. Но белобрысый заокеанец (судя по нашивке на комбинзоне, штурман) делает вид, что вопроса не понял. И начинает рассказывать, что под крыльями бомбовоза восемь двигателей. Без посадки с дозаправками в воздухе, неся 30 тонн боевого груза, он может без проблем обогнуть Землю вокруг экватора. Еще в 1957 году три "В-52" совершили кругосветный перелет, преодолев расстояние в 39750 километров за 45 часов 19 минут при средней скорости 850 км/ч.

Упоенный своим рассказом гордый экскурсовод сияет, словно новенький серебряный доллар.

- Ну, так я не понял, сэр, -не унимается коллега, - Ваш самолет воевал где-нибудь? Или вы ему ракеты с бомбами для понта на борту намалевали?

Американец почесал затылок, улыбнулся и развел руками - на такой вопрос ответить он не может. Не имеет права. Это - военная тайна.

Догадаться, впрочем, нетрудно. Стратегический тяжеловоз уже более полувека активно используется американцами по его прямому назначению. Стаи "пузатых самцов" принимают участие во всех без исключения военных конфликтах, затеваемых дядей Сэмом по всему миру.

Хороша ли эта машина в бою? Хороша, говорят эксперты, когда ей нечего противопоставить, как в случае с Афганистаном или Ираком. Эскадрильи "В-52" ходили там, словно у себя дома, и лихо, без помех, утюжили позиции противника. Будто и не война это вовсе, а банальные полигонные стрельбы где-нибудь в Неваде.

Воевать же по-настоящему "В-52" пришлось на своем веку лишь однажды - во Вьетнаме, где американские ВВС хлебнули полной чашей. Всего за время той войны ПВО вьетнамцев с помощью наших советников уничтожила 421 вражеский самолет. Среди них - около сотни "пятьдесят вторых". Одной из сбитых машин командовал Джон Майз. На подлете к Ханою его самолет оказался в огненном кольце вьетнамских зенитных установок. Экипаж насчитал пять пусков с земли. Четыре ракеты прошли мимо, а пятая взорвалась под левым крылом. Пробитый осколками фюзеляж стал похожим на решето. Радист и штурман тяжело ранены. Ранен был и сам Майз. Осколки прошили ему бедро и руки. Остановились все четыре двигателя левого крыла и самолет стал стремительно падать. Но покидать машину еще опасней - на земле экипаж был бы на месте растерзан вьетнамцами. Командиру каким-то чудом удалось выровнять самолет и направить его в сторону Таиланда. Через сорок минут после взрыва Майз почувствовал, как по корпусу "В-52" пробежала предсмертная судорога. Еще немного и самолет станет разваливаться на куски. Командир приказал экипажу катапультироваться. На земле их в считанные минуты нашли и подобрали спасательные вертолеты:

Сегодня полковник в отставке Джон Майз живет в уютном домике в Оскоде, штат Мичиган. Но до сих пор, рассказывая кому-нибудь о том злополучном полете, ветеран осеняет себя крестным знамением и уверяет собеседника, что тогда в их машине, помимо шести членов экипажа, был еще и седьмой - сам господь бог...

В годы холодной войны косяки крупных ударных хищников каждый день, 24 часа в сутки, барражировали вдоль границ Советского союза, готовые в любой момент ринуться к заранее обозначенной цели. Каждый нес на борту по мегатонне атомных снарядов.

Но потом заклятые враги вдруг полюбили друг друга. Майкл, Раиса, перестройка. И понеслась перековка мечей на орала.

В сентябре 1991 года президент США Дж. Буш объявил о снятии с дежурства "В-52". И бомбовозы пошли под нож. С 1993 года по договору о сокращении наступательных вооружений были уничтожены 350 "Стратофортресов". Однако в строю еще остаются 94 бомбардировщика этого типа. Специалисты компании "Боинг" говорят, что при должном обслуживании и модернизации "дедушка" американских ВВС прослужит еще, как минимум, до 2030 года. То есть - почти 70 лет! Действительно, зачем срывать копыта со старого доброго "коняки", если новые скакуны капризны и страшно дороги. Взять, например, широко разрекламированный "В-2" - малозаметное для радаров летающее крыло. Стоит каждый такой самолет, как пара атомных подводных лодок - более двух миллиардов долларов. Дешевле модернизировать "В-52". Старый башмак он и в Америке не трет пяток. Тем более, что ветеран и новобранец, как оказалось, одинаково беззащитны перед новейшими системами ПВО российского производства......
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка