Разнобой при обслуживании воздушных судов
В настоящее время отсутствуют нормативные документы, регулирующие составление ТГО ВС, всё отдано на откуп оператора аэродрома и участие эксплуатанта ВС в согласовании
Важным документом в деятельности аэропорта и авиакомпании при наземном обслуживании являются Технологические графики обслуживания воздушных судов (ТГО ВС). Для авиакомпании очень важным является, чтобы не в ущерб безопасности полётов время обслуживания ВС рейса было минимальным, так как оно в итоге влияет на среднесуточный налёт ВС. Минимальное время обслуживания у рейсов ООО "Авиакомпания "Победа". В 2018 г. эта компания признана лучшей по показателю среднесуточного налёта на самолётах типа Boeing 737. Максимальное значение достигло до 16,5 ч в день - мировой рекорд среди авиакомпаний.
Как было в СССР
В СССР издавались ТГО ВС по типам воздушных судов. Например, Типовые технологические графики подготовки самолётов Ил-76 к вылету, Указание МГА СССР от 18.03.1988 N 19/и или Типовые технологические графики подготовки самолётов Ту-154 к вылету, Утверждены МГА СССР 17.11.78.
Если в СССР указанное в ТГО ВС время обслуживания установилось централизовано, а перечень операций был обязательным, то в настоящее время каждый аэропорт сам определяет перечень операций и временные интервал обслуживания начального, оборотного и конечного рейсов, исходя из имеющихся возможностей и понимания процесса обслуживания.
Кто разрабатывает ТГО ВС
Ввиду того, что в настоящее время отсутствуют нормативные документы, изданные Минтрансом России, регулирующие составление ТГО ВС, то всё отдано в основном на откуп оператора аэродрома и участие эксплуатанта ВС в согласовании. Однако некоторые эксплуатанты ВС самостоятельно разрабатывают ТГО ВС, а в дальнейшем согласовывают их с оператором аэродрома и с агентами по обслуживанию, включая государственные контрольные органы (ГКО): граница (обобщённое название) и таможня. Такой порядок существенно увеличивает время согласования. В тоже время, например, практика издания ТГО ВС в аэропорту "Шереметьево" показывает, что оператор ООО "Шереметьево Хэндлинг" не согласовывает некоторые операции с другими участниками обслуживания ВС, например, с АО "Шереметьево Безопасность". В этом случае эксплуатанту приходится до согласовывать такое ТГО ВС.
Анализ ТГО ВС некоторых аэропортов
Представлен анализ ТГО ВС пяти аэропортов при выполнении международных оборотных рейсов (прибытие и отправление - рейс международный) на самолёте В 737 в которых одинаковые операции по обслуживанию имеют отличия.
Время обслуживания оборотного рейса, в рассматриваемых аэропортах, с момента установки ВС на стоянку и до отправления следующее (час:мин):
Аэропорт | Казань [1] | Уфа [2] | Владивосток [3] | Внуково [4] | Пулково [5] |
---|
Время | 1:10 | 1:30 | 1:00 | 1:00 | 1:10 |
---|
Пограничный и таможенный контроль
ТГО ВС аэропорта Казань
За 3 (Три) минуты до расчётного времени прибытия воздушного судна заграничного следования (выполняющего международный рейс) на место стоянки прибывают представители государственных контрольных органов (ГКО) в составе комиссии по встрече воздушного судна заграничного следования, выполняющего международный рейс.
ТГО ВС аэропорта Уфа
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
1 | Контроль супервайзеров | 1:05 | 0:00 | 1:05 | ПДС |
2 | Прибытие наряда ГКО | 1:05 | 1:00 | 0:05 | ОПК, ТП, СКП |
Указано время прибытия наряда ГКО, продолжительность работы не указана.
ТГО ВС аэропорта Владивосток
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Ответственное подразделение КСА |
---|
1 | Посадка, заруливание, установка ВС на МС | 01:10 | 01:00 | 00:10 | АК, СНОВС |
2 | Пограничный и таможенный контроль ВС на МС | 01:00 | 00:00 | 01:00 | ОПК, АТП |
ТГО ВС аэропорта "Внуково"
№ | Наименование работ | Начало | Конец | Продолжительность | Исполнитель работ |
---|
1 | Посадка, руление и установка ВС на МС | 0:05 | 0:00 | 0:05 | Лётный экипаж. UTG |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
4 | Работа пограничного-таможенного наряда на МС | 0:00 | 0:55 | 0:55 | ОПК, Таможня |
ТГО ВС аэропорта "Пулково"
ТГО ВС АО "Авиакомпания "Россия"
№ | Наименование операции | Начало | Конец | t, |
---|
1 | Установка ВС на МС и выключение двигателей | 1:00 | | |
2 | Работа ОПК и таможни | 1:00 | 0:04 | |
Если проанализировать ТГО ВС других аэропортов, то можно увидеть, что работники ГКО в разное время начинают обслуживать ВС, хотя это и не влияет на общую продолжительность обслуживания, но влияет на увеличение рабочего времени этой категории работников.
Техническое обслуживание
В соответствии с положениями Руководства ИАТА по наземному обслуживанию (IGOM) [7], после установки колодок устанавливаются конусы безопасности и производится внешний осмотр ВС.
ТГО ВС аэропорта Казань
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
4 | Контроль соблюдения режима | 00:00 | 01:00 | 01.10 | КПП, ТП САБ |
5 | Установка упорных колодок | 00:00 | 00:01 | 00:01 | Оператор по ТО |
6 | Подключение электропитании | 00:03 | 00:05 | 00:02 | Оператор по ТО, экипаж |
7 | Выполнение ТО | 00:01 | 01:00 | 00:59 | Оператор по ТО |
8 | Стоянка трапа/телетрапа | 00:03 | 01:00 | 00:57 | СНОП |
Внешний осмотр ВС и установка конусов безопасности отсутствует.
ТГО ВС аэропорта Уфа
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
3 | Установка ВС на МС | 1:00 | 1:00 | 0:00 | СПО |
4 | Установка колодок | 1:00 | 0:58 | 0:02 | СПО |
5 | Установка трапа | 1:00 | 0:57 | 0:03 | СПО |
Установка конусов безопасности и внешний осмотр ВС и отсутствует.
ТГО ВС аэропорта Владивосток
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Ответственное подразделение КСА |
---|
3 | Наземное техническое обслуживание ВС | 01:00 | 00:00 | 01:00 | А/К, СНОВС |
4 | Установка колодок | 01:00 | 00:59 | 00:01 | А/К, СНОВС |
5 | Подгон и установка трапа | 00:59 | 00:57 | 00:02 | СНОВС |
Установка конусов безопасности и внешний осмотр ВС и отсутствует.
ТГО ВС аэропорта "Внуково"
№ | Наименование работ | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель работ |
---|
5 | Установка упорных колодок | 0:00 | 0:01 | 0:01 | UTG |
6 | Установка конусов безопасности | 0:01 | 0:02 | 0:01 | UTG |
7 | Внешний осмотр ВС | 0:02 | 0:04 | 0:02 | UTG |
8 | Выполнение формы ТО | 0:02 | 0:55 | 0:53 | НАС, АК |
9 | | Установка трапа/телетрапа | 0:02 | 0:04 | 0:02 | UTG/СОПП аэропорта |
ТГО ВС аэропорта "Пулково"
ТГО ВС АО "Авиакомпания "Россия"
№ | Наименование операции | Начало | Конец | t, |
---|
1 | Установка ВС на МС и выключение двигателей | 1:10 | ... | ... |
2 | Работа ОПК и таможни | 1:10 | 0:04 | 66 |
3 | Установка упорных колодок и конусов безопасности | 1:10 | 1:08 | 02 |
4 | Внешний осмотр ВС | 1:08 | 1:07 | 01 |
5 | Установка трапа/телетрапа, открытие пассаж. дверей | 1:07 | 1:05 | 2 |
Высадка пассажиров из ВС
ТГО ВС аэропорта Казань
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
10 | Высадка пассажиров из ВС | 00:04 | 00:13 | 00:09 | СНОП, Экипаж |
ТГО ВС аэропорта Уфа
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
7 | Высадка пассажиров из ВС 6 | 1:25 | 1:10 | 0:15 | СОПП 5, ПДС 4 |
4. Посадка/ высадка пассажиров на неконтактных стоянках.
5. Посадка/высадка пассажиров по телескопическому трапу на контактных стоянках.
6. Без учёта пассажиров с ограничением физических возможностей.
ТГО ВС аэропорта Владивосток
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Ответственное подразделение КСА |
---|
6 | Высадка пассажиров/Карантинный контроль | 00:57 | 00:50 | 00:07 | СОАП/ПДСА; СКП |
В ТГО ВС других аэропортов операция Карантинный контроль не указана.
ТГО ВС аэропорта "Внуково"
№ | Наименование работ | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель работ |
---|
13 | Высадка пассажиров из ВС | 0:05 | 0:11 | 0:06 | Кабинный экипаж |
ТГО ВС аэропорта "Пулково"
ТГО ВС АО "Авиакомпания "Россия"
№ | Наименование операции | Начало | Конец | t, |
---|
8 | Высадка пассажиров | 1:05 | 0:52 | 13 |
В анализируемых ТГО ВС операция по длительности высадки пассажиров находится в интервале 6-15 минут.
Компоновка кресел самолёта В 737 следующая:
Тип ВС | Boeing 737-500 | Boeing 737-600 | Boeing 737-700 | Boeing 737-800 |
---|
Количество мест | 132 | 130 | 149 | 189 |
Так как в аэропорты летают самолёты разных модификаций, то при составлении ТГО ВС ориентируются на самолёт с наибольшем количестве кресел.
Анализ операции по высадке пассажиров из ВС показывает, что среднее время схода пассажира с трапа после выхода из самолёта составляет 4,5 секунды. Таким образом, продолжительность операции по высадке пассажиров не может быть меньше 14 минут.
При выходе из самолёта на телетрап время высадки пассажиров (189) составляет порядка 10 минут.
Техническое и иное обслуживание
Длительность операции по заправке ВС может быть разная, так как используются различные типы топливозаправщиков, у которых скорость закачки топлива в самолёт может быть различная. Операции по обработке санузлов и заправка водой не рассматриваются - они выполняются параллельно с заправкой топлива.
Длительность обслуживания бортовым питанием, уборка и экипировка салона ВС зависит от возможностей поставщика услуги.
Предполётный досмотр воздушного судна
Представляет интерес рассмотрение операций, связанных с авиационной безопасностью - досмотр ВС.
Правила досмотра ВС регулируются ФАП-142 [6].
Основные положения ФАП-142, касающиеся предполётного досмотра содержатся в пунктах:
47. Воздушное судно во время подготовки к очередному рейсу (полёту) или во время стоянок в промежуточных аэропортах при совершении транзитного полёта подлежит обязательному досмотру после высадки пассажиров или перед приёмом на борт пассажиров, грузов и багажа.
48. Предполётный досмотр воздушного судна производится только после того, как его покинут все работники вспомогательных служб (поставщики бортового питания, сувенирной продукции, уборщики салонов и др.), обеспечивающих предполётное обслуживание.
ТГО ВС аэропорта Казань
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
4 | Досмотр ВС | 00:51 | 00:35 | 00:16 | КПП, ТП, САБ |
ТГО ВС аэропорта Уфа
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
12 | Досмотр ВС | 1:05 | 0:45 | 0:20 | САБ |
ТГО ВС аэропорта Владивосток
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Ответственное подразделение КСА |
---|
6 | Досмотр салона и оформление ВС | 00:35 | 00:25 | 00:10 | САБ |
ТГО ВС аэропорта "Внуково"
№ | Наименование работ | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель работ |
---|
24 | Разрешение на посадку пассажиров в ВС | ... | 0:30 | ... | САБ аэропорта |
Продолжительность досмотра салона ВС не указана.
ТГО ВС аэропорта "Пулково"
ТГО ВС АО "Авиакомпания "Россия"
№ | Наименование операции | Начало | Конец | t, |
---|
16 | Досмотр ВС персоналом СПК ДАБ | 0:35 | 0:25 | 10 |
СПК ДАБ - служба перронного контроля Департамента авиационной безопасности ООО "ВВСС".
Анализ рассмотренных ТГО показывает, что время досмотра салона ВС находится в интервале 10-20 минут. Отметим, что в нормативных документах отсутствуют критерии продолжительности досмотра по типам ВС. Понятно, что досмотр В747 и Ил-96 занимает больше времени, чем В737.
В ТГО ВС, разрабатываемые ООО "Шереметьево Хэндлинг", досмотр ВС представителями АО "Шереметьево Безопасность" с целью уменьшения времени досмотра осуществляется "методом вытеснения".
Посадка пассажиров
ТГО ВС аэропорта Казань
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
4 | Посадка пассажиров в ВС | 00:30 | 00:14 | 00:16 | СОПП, СНОП |
ТГО ВС аэропорта Уфа
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель |
---|
21 | Посадка пассажиров в ВС 4 | 0:25 | 0:05 | 0:20 | ПДС |
22 | Посадка пассажиров в ВС 5, 6 | 0:35 | 0:05 | 0:30 | СОПП |
4. Высадка/посадка пассажиров на неконтактных стоянках.
5. Высадка/посадка пассажиров по телескопическому трапу на контактных стоянках.
6. Без учёта пассажиров с ограничением физических возможностей.
ТГО ВС аэропорта Владивосток
№ | Технологическая операция | Начало | Окончание | Продолжительность | Отетственное подразделение КСА |
---|
34 | Посадка пассажиров в ВС | 00:20 | 00:07 | 00:13 | СОАП/ПДСА |
ТГО ВС аэропорта "Внуково"
№ | Наименование работ | Начало | Окончание | Продолжительность | Исполнитель работ |
---|
27 | Посадка пассажиров в ВС8 | 0:30 | 0:09 | 0:21 | АК, UTG |
8. Начало посадки пассажиров в секции посадки (Gate) регулируется в соответствии с количеством пассажиров согласно Стандарту организации аэропорта Внуково.
ТГО ВС аэропорта "Пулково"
ТГО ВС АО "Авиакомпания "Россия"
№ | Наименование операции | Начало | Конец | t, |
---|
25 | Посадка пассажиров в ВС | 0:25 | 0:08 | 17 |
Исходя из анализируемых ТГО ВС длительность посадки пассажиров в ВС находится в пределах 13-30 мин.
Формат и перечень операций
Следует отметить, что ТГО ВС разных аэропортов имеет разный формат, одинаковые по смыслу технологические операции, имеют разное название, кроме того в ТГО ВС ряда аэропортов не указаны обязательные операции: осмотр ВС после прибытия и пред отправлением, подключение/отключение наземного источника электропитания, установка/уборка конусов безопасности.
Заключение
Если продолжительность обслуживания ВС зависит от возможностей оператора аэропорта и агентов по обслуживанию, то формат ТГО ВС и перечень операций должен быть одинаков во всех аэропортах и регламентирован регулятором.
Для разработки перечня операций по обслуживания воздушных судов может быть привлечено ФГУП ГосНИИ ГА, который разрабатывал ТГО по типам ВС во времена Министерства гражданской авиации.
Источники
[1] Альбом технологических графиков обслуживания воздушных судов в международном аэропорту "КАЗАНЬ", РИ-17/16.
[2] Сборник технологических графиков обслуживания ВС, выполняющих рейсы в АО "Международный аэропорт "Уфа". Часть 2. Международные рейсы. РД 681.06-16, 21.09.2018.
[3] Технологическая документация. Технологические графики наземного обслуживания ВС в международном аэропорту Владивосток. Номер редакции: 4. 2018.
[4] Технологический график обслуживания ВС в аэропорту Внуково. 13.03.2019.
[5] Технологические графики обслуживания воздушных судов А319/320, В 737, В 777, В 747 АО "Авиакомпания "Россия" при выполнении рейсов в аэропорту Пулково. ТГ-55-15-20.
[6] Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам". Утверждены приказом Минтранса России от 28.11. 2005 г. N 142.
[7] Руководство ИАТА по наземному обслуживанию (IGOM), 9-е издание/ Material No.: 9390-09 ISBN 978-92-9229-784-8 c 2019 International Air Transport Association. Все права защищены. Монреаль - Женева....