АО "Авиасалон"
26 августа 2021, 15:25
Колыбель отечественной космонавтики
Среди юбилейных дат космической отрасли в этом году наибольшее внимание уделено 60-летию полета первого в мире космонавта Юрия Гагарина
Войны зачастую становятся катализатором развития новых технологий и целых отраслей. Вторая мировая и последовавшее десятилетие дали старт ракетной гонке вооружений: ведущие державы широким фронтом развернули работы по созданию новых видов оружия. В Советском Союзе активные изыскания по этому направлению велись с 1930-х годов, однако весомые успехи были достигнуты лишь в создании ракет малой дальности. Когда возникла возможность изучить опыт создания баллистической ракеты A-4, известной также как "ФАУ-2", правительство приняло решение в максимальной степени использовать наработки Германии и квалификацию ее специалистов. Изучение зарубежного опыта в 1945-1947 годах позволило получить представление о конструкции ракеты и ее систем. В октябре 1947 года уже состоялся первый пуск ракеты A-4, собранной из компонентов и систем, найденных в Германии.
Работы по баллистическим ракетам были сконцентрированы в НИИ-88, главным конструктором которого 9 августа 1946 года был назначен С. Королев. А 29 августа того же года был сформирован отдел №3, которому поставлена задача создать баллистическую ракету дальнего действия. С. Королев возглавил это подразделение. 29 августа считается днем рождения предприятия, известного сегодня как Ракетно-космическая корпорация "Энергия".
Среди первых разработок отдела 3 была ракета Р-1, которая во многом повторяла конструкцию германского прототипа, однако была выполнена из отечественных материалов. Произведенные доработки позволили увеличить дальность полета ракеты и существенно повысить ее надежность. Несмотря на то, что первый запуск в сентябре 1948 года не увенчался успехом, "единицу" довели до требуемого уровня надежности и приняли на вооружение. Тем временем, еще в 1946 году под руководством С. Королева началась работа над значительно более совершенным комплексом Р-2, имевшим вдвое большую дальность. Эти два изделия положили начало отечественному ракетостроению и создали фундамент для разработки более совершенных баллистических ракет.
Темп работ отдела был подобен старту ракеты: первые шаги были небольшими, неуверенными, но, набрав опыт, ученые и конструкторы значительно расширили фронт работ и смогли добиться выдающихся результатов. Проект ракеты Р-5, способной доставлять боезапас на дальность 1200 км, был разработан в 1951 году, а спустя пару лет начались ее летные испытания. Созданная на ее базе Р-5М стала первой в мире баллистической ракетой с атомной боевой частью, ее успешное испытание прошло в 1956 году. Наконец, к середине 1950-х годов относится и создание первой баллистической ракеты морского базирования Р-11ФМ. Фактически, отдел 3, к тому времени преобразованный в ОКБ-1, стал создателем вооружения для двух "столпов" ракетно-ядерной триады нашей страны - баллистических ракет наземного и морского базирования.
Впоследствии ОКБ-1 выделилось из состава НИИ-88, начав создавать историю отечественной космонавтики. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 стала первым носителем ядерных зарядов, гарантировавшим поражение объектов на всей территории потенциального противника. Однако на базе "семерки" созданы ракеты космического назначения семейств "Спутник", "Полет", "Луна", "Восход", "Восток", "Сою" и "Молния".
Середина 1950-х годов - период, когда предприятие полностью переориентировалось на космическую тематику и возглавило работы практически по всем направлениям: ракеты-носители, спутники, пилотируемые корабли. В 1957 году был успешно запущен первый искусственный спутник Земли, в 1961 году, всего через неполные 15 лет после создания отдела 3, совершил свой полет Юрий Гагарин. Затем последовали миссии к Луне, Венере, Марсу. Высшим достижением отечественной космонавтики стала ракетно-космическая система "Энергия-Буран", тяжелую ракету для которой разработала "Энергия".
Пройдя через испытания драматических 1990-х, корпорация сохранила научный потенциал и статус головного предприятия по пилотируемой космонавтике. Посетители МАКС-2021 смогли увидеть в составе единой экспозиции Госкорпорации "Роскосмос" экспонаты, рассказывающие о сегодняшних проектах "Энергии". Центральный элемент - макет многоцелевого лабораторного модуля "Наука". В то время, как гости салона знакомились с новинкой, ракета-носитель "Протон-М" доставила модуль на орбиту, а уже после завершения салона "Наука" пристыковалась к Международной космической станции (МКС).
Другим экспонатом "Энергии" стал специальный тренажер с применением систем виртуальной реальности "Одиссей". Совместно с Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина была представлена работа мобильного тренажера транспортного пилотируемого корабля "Союз МС", предназначенного для предстартовой подготовки экипажей Международной космической станции, и позволяющего проводить занятия по всем этапам программы полета: начиная от выведения корабля на орбиту, ручного сближения с МКС, перестыковки с одного стыковочного узла на другой, и завершая ручным и баллистическим спуском в атмосфере.
К своему юбилею РКК "Энергия" подходит с большими планами. Следом за "Наукой" к МКС предстоит отправить узловой модуль "Причал". Впереди - создание российской орбитальной станции, освоение Луны, Марса, далеких звезд...
АО "Авиасалон" поздравляет работников и ветеранов РКК "Энергия" с юбилеем предприятия. Перед человечеством стоят масштабные задачи по освоению космического пространства, в том числе в рамках пилотируемых миссий. Нет сомнений, что именно корпорация, носящая имя Сергея Королева, будет играть ключевую роль в исполнении самых дерзких замыслов. Желаем вам успехов и высоких достижений! Ждем ваши новые разработки в экспозиции на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов