Роскосмос
13 сентября 2021, 11:37
На просторах МАКС-2021
Свои разработки на аэрокосмический форум привезли более 20 ведущих предприятий Роскосмоса
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева в представлении не нуждается. В этот раз - в дополнение к макетам космической техники, в частности перспективного транспортного корабля "Орел" и модуля "Наука", - предприятие показало специальный тренажер "Одиссей". Благодаря виртуальной реальности в нем можно ощутить себя выходящим в открытое космическое пространство.
Другой интересный тренажер представил Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. С его помощью гости авиасалона могли почувствовать себя в кресле пилота корабля "Союз МС". Именно на таком устройстве космонавты отрабатывают режимы ручного сближения, причаливания и стыковки во время предстартовой подготовки. Поскольку тренажер мобильный, он позволяет проводить тренировки вдали от ЦПК, например, на Байконуре, где нет полноразмерного макета корабля. "Это важный и нужный инструмент, - объяснял посетителям космонавт Сергей Кудь-Сверчков, представлявший ЦПК на выставке. - Его ручки управления аналогичны настоящим в реальном корабле, а математические модели очень качественно имитируют на экранах мониторов настоящий полет".
Дальний угол павильона Роскосмоса занимали модели ракет-носителей от Центра имени М. В. Хруничева. Среди новинок можно было заметить макет модернизированной ракеты "Ангара-А5М" и носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В", а также разгонного блока "Бриз-М", адаптированного для этих средств выведения. В качестве перспективных разработок предприятие показало макет кислородно-водородного разгонного блока КВТК, который должен существенно увеличить грузоподъемность ракет семейства "Ангара-А5".
Такая разная тяга
Неоспоримый факт: ни одна ракета не полетит без двигателей. Их созданием в нашей стране занимается холдинг, объединивший ведущих двигателестроителей во главе с НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко (Химки). В эту структуру входят: предприятие "Протон-ПМ" (Пермь), которое серийно производит двигатели РД-276 для ракеты-носителя тяжелого класса "Протон-М" и участвует в кооперации по выпуску кислородно-керосинового двигателя нового поколения РД-191; Конструкторское бюро химавтоматики (Воронеж), разработчик и изготовитель двигателей для верхних ступеней ракет "Союз" и "Ангара", а также водородного двигателя РД-0146; НИИ машиностроения (Нижняя Салда), разработчик и изготовитель ракетных двигателей малой тяги и двигательных установок космических аппаратов; ОКБ "Факел" (Калининград), создатель электроракетных двигателей, и КБ химмаш имени А. М. Исаева (г. Королев), изготовитель однокомпонентных двигателей малой мощности.
Среди представленных разработок можно было увидеть макеты двигателей: РД-171 (на его основе создается двигатель РД-171МВ для новой ракеты "Союз-5"), РД-191 для "Ангары", а также экспортируемых в США РД-180 и РД-181 (используются на первых ступенях ракет--носителей "Атлас-5" и "Антарес").
Директор НИИмаш из города Нижняя Салда Елена Матвеева лично представляла свое предприятие на МАКСе.
"Мы показываем на авиасалоне три двигателя, - оживленно рассказывала она. - Первый "ашка шестнадцатая" (11д428А-16) - 300-граммовый двигатель для ориентации и стабилизации "Союзов", "Прогрессов" и других аппаратов. Такие же двигатели стоят на "Науке". Их произведено уже более двух тысяч. Второй двигатель (МВСК-02) предназначен для "Орла". Он уже прошел практически все испытания, и сейчас мы готовим к поставке заказчику первую летную партию. И третий наш, самый маленький двигатель - 14Ц71001 - предназначен для мини- и микроспутников".
Экспонаты ОКБ "Факел", тоже входящего в интегрированную двигателестроительную структуру, демонстрировал генеральный конструктор Евгений Космодемьянский:
"Прежде всего, это электрореактивный двигатель СПД-50М. Его мы активно производим и продали, в том числе за рубеж, сотни таких двигателей. Представляем также уже отработанные и востребованные у нас и за рубежом двигатели СПД-70, СПД-100. А СПД-140 мы производим в экспортном варианте, и уже около 40 таких двигателей эксплуатируются на зарубежных космических аппаратах. Еще мы привезли макет космического аппарата формата "кубсат". На нем будем отрабатывать технологии создания двигателя с очень малым потреблением электроэнергии - порядка десятков ватт. К созданию этого аппарата мы планируем привлекать студентов и рассчитываем, что в 2022-2023 гг. он будет на орбите".
Что показали испытания
Современная космическая техника становится все сложнее и требует всевозможных наземных испытаний, прежде чем отправиться на орбиту или в дальний космос. На заре космической эры, в 1949 г., по инициативе С. П. Королева недалеко от Загорска (ныне - Сергиев Посад) был образован испытательный центр, где проверялась работоспособность ракет, начиная со знаменитой Р-1. В настоящее время это предприятие носит название Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности.
Генеральный директор НИЦ РКП Николай Петрович Сизяков поделился информацией, чем занимается предприятие и что решило показать на авиасалоне:
"...сейчас мы готовимся к испытаниям космического аппарата в камере ВК-600/300, имитирующей условия реального космоса: вакуум, нагрев до 450°С, освещенность солнцем, а также охлаждение до минус 200°С. Еще один стенд сейчас готовим к испытаниям водородно-кислородного двигателя РД0146. Все испытания должны завершить к августу 2023 г.".
Макет вакуумной камеры ВК-600/300, о которой рассказал глава предприятия, был представлен на выставке.
Еще один интересный экспонат - опытный образец высокодинамичного силоизмерительного устройства (СИУИ-1500). "Это наше изобретение, - не без гордости заметил заместитель гендиректора по стендовой базе Владимир Борисов. - Обычно тяга двигателя определяется расчетом по расходу топлива, давлению в камере сгорания. Наше устройство позволяет измерять тягу двигателей напрямую, причем не только на стационарных, но и на импульсных режимах работы двигателя с большой точностью. Это устройство запатентовано. Иностранцы, в частности китайцы, им очень заинтересовались".
Космические сервисы для человека
На стенде холдинга "Российские космические системы" (РКС), пожалуй, самых внушительных размеров, можно было ознакомиться с новейшими технологиями космического приборостроения и аналитическими сервисами, основанными на использовании информации, получаемой от космических систем навигации, связи и т. д. Посетителям в наглядной и увлекательной форме демонстрировали весь "жизненный" цикл "космической" информации: от зарождения идеи по созданию нового аппарата до управления орбитальной группировкой спутников, получения данных, их нейросетевой обработки и вариантов конечного применения.
"На МАКС-2021 мы представляем крупный российский приборостроительный холдинг, который обеспечивает независимость отечественной экономики в области электроники, - отметил гендиректор РКС Андрей Тюлин. - В РКС организовано поточное серийное роботизированное производство компонентов и унифицированной аппаратуры. Холдинг также активно участвует в формировании рынка прикладных цифровых сервисов для человека".
Луна, Марс, далее везде...
НПО имени С. А.Лавочкина - ведущее предприятие России по созданию лунных и межпланетных станций, научных спутников и разгонных блоков серии "Фрегат". Возле стенда со знакомой символикой мы побеседовали с гендиректором этого уникального предприятия Владимиром Колмыковым.
"Здесь мы впервые представляем макет уже действующего два года на орбите аппарата "Спектр-РГ" и макет уже отлетавшего аппарата "Спектр-Р", - рассказал он. - На стенде также представлены макеты наших лунных аппаратов - "Луна-25" и "Луна-27". Здесь же макеты посадочной платформы и марсохода проекта Exomars, которые полетят к Марсу в следующем году. В центре нашего стенда можно разглядеть макет обтекателя ракеты-носителя "Союз-2" с размещенным под ним разгонным блоком "Фрегат". Это один из лучших разгонных блоков в мире по точности выведения спутников на орбиту. Мы создаем его в трех модификациях: "Фрегат-М", "Фрегат-СБ" и "Фрегат-СБУ". Каждую из них мы можем легко подстраивать под конкретные задачи. Сейчас мы адаптируем "Фрегат-СБУ" со сбрасываемым торовым топливным баком под перспективную ракету "Союз-5". Эта разработка намного увеличит массу полезного груза, выводимую на геостационарную орбиту".
Спутники из Красноярска
Привлекал внимание посетителей и стенд "Информационных спутниковых систем" имени академика М. Ф. Решетнева, еще одного ведущего в стране изготовителя космических аппаратов.
"Хозяйничал" на нем гендиректор ИСС Николай Тестоедов. "Традиционно на МАКСе мы представляем свои "визитные карточки". В этот раз макеты аппаратов "Глонасс-К1" и спутниковой платформы "Экспресс-1000", - охотно пояснил он. - Впервые привезли макет космического аппарата группировки "интернета-вещей" "Марафон", входящей в программу "Сфера". Мы уже полтора года работаем в инициативном порядке по этой теме: сделали аванпроект, разработали конфигурацию, подготовили производственную линейку, обучили специалистов. Если контракт с Роскосмосом будет заключен, то в течение полутора лет полетит первый аппарат, а в следующие полгода полетят еще пять аппаратов. По результатам испытаний будет принято решение о серийном производстве".
Плазмотроны и ионные двигатели
Исследовательский центр имени М. В. Келдыша известен созданием системы залпового огня "Катюша", двигателя ракетного самолета Би-1 и аппаратуры для многих космических программ. В XXI веке предприятие ведет разработку электроракетных двигателей и плазмотронов, участвует в проекте космического ядерного буксира, создает сложные наноматериалы и покрытия. На МАКСе Центр показал электродуговые подогреватели (плазмотроны) для испытаний высокотемпературных материалов, используемых в космической технике.
"Наши плазмотроны мощностью от 4 до 20 мегаватт максимально имитируют воздействие атмосферы на теплозащитные покрытия летательных аппаратов, - увлеченно рассказывал представитель Центра Келдыша, кандидат технических наук Алан Козаев. - Кроме плазмотронов, мы представляем электроракетный ионный двигатель с удельным импульсом до 4500 секунд. Он уже прошел экспериментальную отработку".
Свои технологии
Московское НПО "Техномаш" - головное предприятие Роскосмоса по технологическому обеспечению создания ракетно-космической техники. Разговор на стенде компании с гендиректором Юрием Власовым зашел о необходимости обладания собственным промышленным потенциалом для развития отрасли.
"Техномаш" обеспечивает нашу промышленность теми технологиями, тем оборудованием, которые невозможно по тем или иным причинам купить за рубежом, - отметил руководитель. - К сожалению, на салоне мы можем представить лишь небольшую часть наших разработок. Например, уникальные головки ГСК-2, ГНС 25-45 и УППТ-1 для сварки труб различных диаметров в труднодоступных местах. Они обеспечивают высокое качество сварного шва без опасения повреждения соседних устройств или оборудования".
Скафандры и костюмы
НПО "Звезда" - предприятие, которое не входит в структуру Роскосмоса, но без которого трудно представить себе космическую отрасль. Одно из немногих в мире, оно занимается производством космических и авиационных систем жизнеобеспечения: скафандров, катапультных кресел, противоперегрузочных костюмов для летчиков.
Об экспонатах, показанных на авиасалоне, рассказал гендиректор и генконструктор предприятия Сергей Поздняков: "Мы представляем новую версию амортизационного кресла "Чегет" для космонавтов, а также две модификации спасательных скафандров "Сокол-М". Их принципиальное отличие от существующей модели ("Сокол-КВ2". - Ред.) в многоразовости. У них полиуретановые, а не резиновые герметичные оболочки. В одной модификации в качестве застежки использована гермомолния, а в другой - жесткий разъем по поясу, наша оригинальная разработка. Именно это решение предпочтительнее, так как молния не очень надежна, ее сложно разместить так, чтобы космонавту было удобно пользоваться. Скафандр с поясным разъемом нам представляется более надежным и дешевым.
Были соображения, что жесткая конструкция будет мешать во время пребывания человека в кресле, но мы провели эргономическую оценку, и наши опасения не подтвердились. В случае чего всегда можно вернуться как к идее с гермомолнией, так и к традиционной конструкции с "аппендиксом", которая сейчас применяется в "Соколе-КВ2". Скафандры "Сокол М" мы будем делать нескольких размеров: они легко подгоняются под рост человека и смогут использоваться до десяти раз.
Кроме того, мы разработали вентиляционный костюм, который надевается под скафандр. На случай посадки спускаемого аппарата при отрицательных температурах мы сконструировали и здесь представляем новый теплозащитный костюм ТЗК-14М. В нем используются современные ткани, у него значительно улучшенная теплозащита. А на случай посадки на воду мы разработали для космонавтов совершенно новый гидрокостюм "Форель М". В нем применены герметичная молния, специальные хитрые перчатки, позволяющие их расстегнуть и вытащить руки.
Все наши перспективные разработки планируем применять для полетов на новом корабле "Орел". Не исключено, что вариант нового "Сокола-М" будем использовать и на "Союзе МС"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Роскосмос». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов