О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

35 лет назад в небо поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Еще в начале 60-х годов 20 века многие советские авиаконструкторы высказывали предложение о создании на базе первых отечественных сверхзвуковых бомбардировщиков пассажирского сверхзвукового лайнера, способного за несколько часов со скоростью хода солнца пересекать огромную державу. Начало аналогичных работ за рубежом подстегнуло власти СССР к созданию такого самолета, головным подрядчиком было назначено ОКБ А.Н. Туполева. За основу были взяты экспериментальные модели сверхзвуковых бомбардировщиков. 31 декабря 1968 г. с аэродрома Воронежского авиазавода в небо поднялся первый в мире пассажирский сверхзвуковой лайнер Ту-144, выполнивший свой первый 38-минутный полет. Советское руководство получило моральное удовлетворение - наш Ту-144 на 3 месяца опередил англо-французский "Конкорд".

Машина оказалась сложной и непривычной. Главной проблемой нового самолета, так и не устраненной в последующие годы, стали прожорливые двигатели при том, что к качеству аэродинамической конструкции претензий не было. Для Ту-144 была разработана специальная программа испытаний, главным элементом которой стали полеты по разным маршрутам на разных режимах. 29 марта 1972 г. лайнер выполнил свой первый перелет из Москвы в Ташкент. Затем были полеты в Киев, Баку, Алма-Ату. 22 февраля 1977 г. Ту-144 уже с новыми двигателями выполнил испытательный полет по маршруту Москва - Новосибирск - Хабаровск без коммерческой загрузки. Результаты перелета вновь огорчили создателей: с такой прожорливостью лайнер не выполнит своего главного назначения - скоростных пассажирских перевозок между центром страны и ее окраинами, прежде всего - дальневосточными.

Тем не менее, с 1 ноября 1977 г. Ту-144 начал регулярные перевозки пассажиров между Москвой и Алма-Атой. 23 мая 1978 г. во время полета по этому маршруту на самолете произошел пожар топливопровода, при совершении аварийной посадки погибли два бортинженера. После этого инцидента полеты сверхзвукового первенца с пассажирами были прекращены. Временный запрет оказался постоянным.

Тем не менее, Ту-144 не умер. Большинство из 16 построенных Воронежским авиазаводом машин до сих пор используются в качестве уникальных летающих лабораторий, в т.ч. и по зарубежным заказам как не имеющие аналогов в мире. Сверхзвуковой пассажирский первенец дал жизнь так и не превзойденному в мире "белому лебедю" - стратегическому сверхзвуковому ракетоносцу Ту-160. Но мечта дальневосточников - добираться в Москву со скоростью хода солнца, для чего создавался Ту-144, так и не осуществилась....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восток-Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка