Комсомольская правда - Уфа
17 января 2022, 10:42
А вы думали только УМПО? Чем славились военные заводы Уфы во время СССР и что там производят сейчас
До начала Великой Отечественной войны Уфа с населением в 250 тысяч человек считалась крупным транспортным узлом, связывающим западные и восточные районы страны с помощью железнодорожных магистралей, автомобильных дорог и речного транспорта
Со временем город стал разрастаться, а советские власти, оценив выгодное положение Уфы, во второй половине XX века все чаще строить здесь военные заводы. Некоторые из них уже давно прекратили свое существование, а какие-то остались на плаву и смогли встроиться в новую модель экономики. "Комсомолка" вспоминает самые крупные и даже легендарные предприятия, повлиявшие на всю советскую военную промышленность.
Центр авиации
Как известно, во время Великой Отечественной войны в Уфу из Рыбинска, Москвы и Ленинграда эвакуировали авиационные заводы, которые, присоединившись к уже существующему предприятию "Уфимский моторный завод", стали в последствии знаменитым УМПО. Как гласит история, это предприятие стало единственным в Башкирии, награжденным боевым Орденом Красного знамени, что приравняло трудовой подвиг его рабочих к боевым заслугам.
Пожалуй, каждый уфимец знает, что именно производится на УМПО. Сегодня этот завод продолжает работать на полную мощность, а его инженеры могут похвастаться своими новейшими разработками в области авиастроения. Например, на предприятии планируют наладить серийное производство новейших авиационных двигателей для истребителей пятого поколения ПАК ФА (Су-57).
Еще один военный завод, который сейчас по тем или иным причинам переживает не лучшие времена - знаменитый 40-й (УППО). Вы удивитесь, но созданный еще в 1962 году военный завод выпускал и продолжает выпускать высокотехнологичное оборудование для самолетов, вертолетов и… космических кораблей!
Да, это предприятие выпускало бортовые компьютеры для самолетов Су-27 и МиГ-29, системы автопилота для целого ряда военных вертолетов, в том числе, для легендарных КА-50 "Черная акула" и КА-52 "Аллигатор". А сегодня на УППО собирают бортовое оборудование для грузовых космических кораблей "Союз ТМА" и "Прогресс М".
В 1941 году в Уфу эвакуировали предприятие, получившее в дальнейшем название "Уфимское агрегатное производственное объединение" (УАПО). Его корпуса до сих пор располагаются в самом центре башкирской столицы, на улице Аксакова. Многие жители Советского Союза знали о нем, прежде всего, по знаменитой электрической бритве "Агидель", которую здесь собирали. Производились здесь и другие "гражданские" товары, такие как электроплиты, радиоприемники, автомобильные свечи зажигания, и даже детские игрушки "Дюймовочка". Одним из самых знаменитых товаров народного потребления, сходившего с конвейера предприятия, были водяные насосы "Агидель".
Тем не менее, основной вид продукции, которую выпускали на УАПО еще с 1940-х годов, имел военное назначение. В частности, на этом предприятии выпускали системы зажигания для первых реактивных двигателей. Чуть позднее завод подключился к производству электрооборудования для военной авиации. Генераторы, пульты управления, автопилоты и прочие агрегаты для истребителей и бомбардировщиков - все это выпускали параллельно с товарами народного потребления.
Высокие технологии
Благодаря тому, что в Уфе остались эвакуированные во время Великой Отечественной войны предприятия, столица БАССР очень быстро превратилась из небольшого провинциального города в настоящий индустриальный центр. Да чего там говорить, башкирская столица сыграла свою, уникальную роль в Холодной войне. Помимо военных заводов здесь развивалось нефтехимическое производство, где выпускали, в том числе авиационное топливо.
К слову, американские военные уже после завершения гонки вооружений говорили, что их баллистические ракеты были направлены, в том числе и на Уфу. Проверить это утверждение не представляется возможным, но количество уникальных предприятий военно-промышленного комплекса в городе говорит само за себя.
Однако не только авиационная и нефтехимическая промышленность была "фишкой" Уфы. Были раньше и есть сейчас заводы, выпускающие высокотехнологичную продукцию для армии и космоса.
Высокотехнологичные производства, так или иначе связанные с ВПК (военно-промышленный комплекс - Ред.), работали и работают в башкирской столице уже 80 и больше лет. Например, завод "Уфимкабель", который существует до сих пор, хотя производственные цеха были вынесены за пределы города. Ну кто может представить себе электронику без единого кабеля?
Почти в самом центре башкирской столицы продолжает работать еще один завод, который можно отнести к производству высоких технологий - "Гидравлика". Там еще с 1940-х годов производятся уникальные детали для авиационных двигателей, а также сходят с конвейера комплектующие для трубопроводов и даже фильтры для очистки авиационных масел!
А в самом центре Уфы, на улице Зенцова, работает научно-производственное предприятие "Молния". Там с недавних пор разрабатывают и производят детали для фюзеляжей гражданских самолетов и преобразователи для систем электроснабжения летательных аппаратов. Проще говоря, организация является одной из составных частей комплекса авиационного строительства.
Не так давно в Уфе прекратил существование завод телефонной аппаратуры имени Кирова (БЭТО), который в свое время также производил уникальные аппараты как для армии, так и для гражданского населения. Теперь в одном из его корпусов расположены аудитории БашГУ, а другой в скором времени вовсе снесут. Но сам факт того, что в советское время в столице БАССР был такой завод, говорит о том, что город был едва ли не ведущим центром высокотехнологичного производства всего Советского Союза.
Многие жители нашей страны при упоминании словосочетания "авиационная промышленность" вспоминают закрытый когда-то город Ульяновск, где производили знаменитые транспортники Ан-124 "Руслан" и Ту-204. Но, как мы видим, столицей военного самолетостроения все-таки была Уфа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Уфа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 30, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты за 1 квартал 2025 года по МСФО
Июнь 2, 2025
Совет директоров ПАО "Аэрофлот" рекомендовал выплату дивидендов акционерам
Июнь 2, 2025
Антон Алиханов и Алексей Русских обсудили развитие промышленности Ульяновской области
Июнь 2, 2025
Сергей Страмоус поздравил коллектив и курсантов Сасовского летного училища гражданской авиации с 82-й годовщиной со дня основания