Союз авиапроизводителей России
15 июля 2022, 15:31
Су-27: пять фактов об истребителе
В этом году исполнилось 45 лет первому полету опытного образца истребителя Су-27
Интересные факты о легендарном Су-27 - в нашем материале.
"Ради этого самолета стоило стать летчиком!"
Первый опытный образец самолета Су-27 (под названием Т-10-1) поднялся в воздух 20 мая 1977 года. За штурвалом - заслуженный летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина.
После успешного полета Владимир Сергеевич высоко оценил новую машину. Позже в одном из интервью он признается: "Когда я оторвал колеса этой машины от бетона, поднимая впервые ее в воздух, я понял: он может больше, этот самолет, чем может летчик. И для того, чтобы использовать все его прекрасные возможности, необходимо совершенствоваться самому, что это тот самолет, который можно ожидать всю жизнь. Ради этого самолета стоило стать летчиком!".
Владимир Ильюшин пророчил Су-27 "долгую и славную жизнь", и в этом "двадцать седьмой" не подвел: "И в дальнейшем все его модификации будут восхищать и удивлять всех, даже тех, кто должен их побаиваться".
Рекордсмен среди "сушек"
Всего на самолетах марки "Су" было установлено 70 рекордов, некоторые из которых не побиты до сих пор. Истребитель Су-27 - самый главный рекордсмен среди "сушек". На его долю приходится наибольшее число достижений - 51.
Еще в самом начале своей карьеры Су-27 осуществил сразу несколько рекордов скоростного подъема. В октябре 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачев на модификации П-42 установил мировой рекорд времени подъема на высоту 3000 метров - 25,4 секунды. Буквально через пару недель он достиг 6000 метров за 37 секунды, 9000 метров за 47 секунд, 12 000 метров за 58 секунды. В марте 1987 года летчик Николай Садовников поднял Су-27 на высоту 15 тыс. метров за 76 секунд.
Мастер высшего пилотажа
Некоторые известные фигуры высшего пилотажа были впервые исполнены на Су-27 и получили имена в честь наших пилотов. Все началось в 1989 на авиасалоне в Ле-Бурже, где Виктор Пугачев впервые показал в небе "динамическое торможение", которое впоследствии прозвали "Коброй Пугачева". Позже появилась "Чакра Фролова", впервые исполненная летчиком-испытателем Евгением Фроловым на Су-37 - продвинутой версии Су-27М.
Самолеты Су-27 еще не раз удивляли зрителей авиасалонов мира - с 1991 года на них выступали летчики группы высшего пилотажа ВВС России "Русские Витязи".
Высокая маневренность, выполнение сложнейших фигур высшего пилотажа стали возможны благодаря электродистанционной системе управления (ЭДСУ). Су-27 стал первым отечественным истребителем, на борту которого появилась такая система.
Крылатый титан
При создании Су-27 не использовались композитные материалы, зато 30% планера и консолей изготовлены из титана.
Можно утверждать, что в любом отечественном самолете применяется титан. Его основным поставщиком для авиационно-космического комплекса страны на протяжении многих лет выступает корпорация ВСМПО-АВИСМА. В 1970-1980-е годы предприятие принимало активное участие практически в любом проекте авиакосмической отрасли. Именно тогда, совместно со специалистами Всероссийского института легких сплавов (ВИЛС), Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), авиаконструкторами, были созданы изделия на основе титановых сплавов для планеров и шасси истребителя Су-27.
Новое семейство и китайский "родственник"
Проект Су-27 оказался настолько удачен, что его использовали для дальнейшего развития истребительной авиации России. На базе "двадцать седьмого" разработаны сверхманевренный Су-37, многоцелевой Су-30, а также многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34, которые по своим характеристикам вплотную подошли к самолетам пятого поколения.
Су-27 был востребован во всем мире. С 1991 года производились экспортные модификации - Су-27СК и Су-27УБК, а с 1998 года в Китае начался лицензионный выпуск Су-27СК под обозначением F/J-11. Китайские специалисты самостоятельно занялись развитием базовой модели. Модифицированный J-11 на долгие годы стал одним из основных фронтовых истребителей ВВС Китая.
При этом китайцы продолжали приобретать у России более современные версии Су-27. Так, в 1999 году специально для Китая была разработан двухместный истребитель Су-30МКК. Данная модель, а также модификация J-11B, послужили основой для нового китайского истребителя J-16, который производится с 2012 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Союз авиапроизводителей России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 21, 2024
В Ноябрьске открылся класс для юных авиаторов
Ноябрь 21, 2024
Экипажи Су-25 нанесли ракетные авиационные удары по объектам ВСУ в приграничных районах Курской области