АО "Авиасалон"
22 августа 2022, 13:29
Первый полет "сотки", опередившей звук, опередившей время
22 августа 1972 года состоялся первый полет сверхзвукового ракетоносца Т-4 "Сотка" - уникального самолета разработки ОКБ Сухого, вобравшего в себя столь передовые на то время технологии
В начале 1960-х американские авианосцы, базировавшиеся в Бискайском заливе, Средиземном море и Индийском океане, представляли для СССР серьезную угрозу: их максимальное удаление от центра страны составляло порядка 3000 км. Со всей очевидностью встал вопрос о создании самолета - "истребителя авианосцев", поскольку противостоять морской группировке баллистическими ракетами не представлялось возможным из-за их низкой точности наведения в то время.
Обсуждения аванпроектов сверхзвуковых дальних ракетоносцев состоялись осенью 1961 года при участии ОКБ-разработчиков самолетов и двигателей, а также ученых ЦАГИ и ЦИАМ. В конкурсе на создание Т-4 участвовали ОКБ Сухого (проект Т-4), ОКБ Туполева (проект Ту-135) и ОКБ Яковлева (проект Як-35). Задача, поставленная Министерством обороны, заключалась в разработке авиационного комплекса с дальностью полета до 7000 километров для разведки, поиска и уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника. Скорость самолета должна была достигать 3200 км/ч, что должно было сделать его малоуязвимым от средств ПВО противника.
Конкурс выиграл проект Т-4. Это был поистине новаторский самолет: фюзеляж с применением титановых сплавов, новейшая электроника, новые принципы управления. В официальной переписке засекреченное название Т-4 превратилось в "изделие 100" - ориентировочная масса первого варианта Т-4 составляла около 100 тонн. Предполагалось, что при взлетной массе 100-110 тонн при крейсерской скорости 3000-3200 км/ч на высоте 20-24 км самолет будет иметь дальность 6000 километров.
Процесс проектирования и производства опытных машин занял долгих девять лет. Это объяснялось в том числе коэффициентом новизны, который для "сотки" был близок к 100 %. Полет с крейсерской скоростью 3000 км/ч приводил к нагреву конструкции планера до 300 градусов, что потребовало создания специальных жаропрочных сплавов, неметаллов, новой резины, пластиков - всего в процессе разработки самолета было получено 600 авторских свидетельств на изобретения. Исследовались десятки различных компоновок самолета, множество вариантов крыла, фюзеляжа, мотогондол и их сочетаний. На летающих лабораториях шли исследования восьми различных конфигураций крыла, электродистанционной аналоговой системы управления, комплекса БРЭО, испытывались двигатели. Были построены десятки полноразмерных стендов для отработки бортовых систем и аппаратуры, силовой установки, вооружения и пр.
В декабре 1965 г. был утвержден окончательный вариант самолета, в ноябре 1967 года вышло постановление о постройке опытной партии Т-4 в семи экземплярах. Первый летный экземпляр был готов к осени 1971 года, а 22 августа 1972 года шеф-пилот ОКБ Сухого Владимир Ильюшин со штурманом Николаем Алферовым впервые подняли "сотку" в небо. Полет длился 40 минут. Всего первый этап испытаний включал 10 полетов. Все шло по плану, первый этап летных испытаний закончился удачно, по их результатам были получены характеристики, подтверждающие расчетные. Военные заказали партию в 250 машин. Готовились планы дальнейших испытаний, однако вскоре отношение к проекту резко изменилось.
Причин тому было несколько. Тактико-технические требования ВВС к самолету так быстро менялись, что Т-4 уже в процессе разработки перестал им удовлетворять, в связи с чем в ОКБ Сухого практически параллельно с Т-4 начали рассматривать его модифицированные варианты Т-4М и Т-4МС с крылом изменяемой стреловидности. Кроме того, в 1970-х годах в ОКБ Сухого шли напряженные работы по созданию фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и истребителя завоевания превосходства в воздухе Т-10 (будущий Су-27). Для проведения расширенных госиспытаний "сотки" КБ не хватало собственных производственных мощностей. Наконец, останавливала дороговизна проекта: расходы на создание Т-4 составляли непомерную по тем временам сумму в 1,3 млрд рублей.
Официально работы были прекращены в соответствии с постановлением от 19 декабря 1975 года о закрытии проекта "изделие 100" в целях сосредоточения сил и средств на разработке стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. До сегодня сохранился лишь один из четырех выпущенных экземпляров Т-4, который стоит в Центральном музее ВВС РФ в Монино.
Ресурсы и усилия ученых и конструкторов, затраченные на создание "сотки", не были растрачены без пользы. Применение титаново-стальных конструкций обеспечивало дальнейшее развитие отечественной сверхзвуковой авиации и космонавтики, а многие технические заделы были использованы в конструкциях и системах управления самолетов Ту-160, Су-27, Су-24, МиГ-29 и других.
ОКБ "Сухого" так и не создало прямого преемника Т-4. Однако сегодня многие сложные задачи по поражению наземных и морских целей возложены на фронтовые машины, такие как Су-30, Су-35, Су-34 и, конечно, Су-57. Создание новых гиперзвуковых ракет, которые можно будет разместить во внутренних отсеках Су-57, сделает эту машину гораздо более опасной для авианосных группировок противника, чем 100-тонный Т-4.
Главной ударной силой отечественных Воздушно-космических сил сегодня является туполевский ракетоносец Ту-160. При максимальной взлетной массе около 270 тонн он способен доставлять к рубежу боевого применения более 40 тонн смертоносной нагрузки. При несколько меньшей скорости, до 2500 км/час, Ту-160 обладает дальностью полета более 13 тыс. км, а в версии Ту-160М этот показатель стал еще больше.
Решение задач стратегического сдерживания, противодействие угрозам, возникающим в том числе с моря, требует от России создания новых образцов вооружений и военной техники, способных охладить пыл любого агрессора. Надеемся увидеть на МАКС-2023 новое ракетное вооружение для "Сушек" и ждем появления модернизированной версии Ту-160М в летной программе салона!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы