АО "Авиасалон"
31 августа 2022, 17:26
Первый полет "Везделета": как писалась история Ан-2
31 августа 1947 года совершил свой первый полет сельскохозяйственный самолет СХА-1 - знаменитый универсальный труженик Ан-2, вошедший в историю авиации как родоначальник самолетов семейства "Ан"
Идея создания многоцелевого самолета короткого взлета и посадки грузоподъемностью 1000-1500 кг для применения в народном хозяйстве была предложена Олегом Константиновичем Антоновым еще в 1940 году. По его мнению, стране требовался самолет для замены морально устаревшего По-2, который широко применялся в агросекторе для распыления химикатов и аэросева, борьбы с вредителями сельхозугодий, а также был важным компонентом системы межрегионального авиасообщения. Коллективом инженеров ленинградского завода № 23 под руководством О. Антонова был разработан эскизный проект под названием "Самолет № 4". Однако в те годы замыслу не было суждено сбыться.
О. Антонов не забывал об этом проекте, но возможность вернуться к его проработке возникла только в конце войны. Вопреки господствовавшей в те годы тенденции перехода к монопланам, он был уверен, что возможности биплана еще не исчерпаны, особенно с точки зрения обеспечения высоких взлетно-посадочных качеств самолета. Решив весьма сложную задачу взлета и посадки машины с самой маленькой площадки, можно было существенно расширить диапазон применения самолета. О. Антонов переделал свое детище в грузовой самолет-биплан и дал ему название "Везделет". Среди заложенных при создании самолета характеристик была возможность использования грунтовых ВПП длиной 550-600 метров.
Авиационные чиновники долго не хотели замечать этот проект. Только заручившись поддержкой своего бывшего руководителя, замминистра авиапромышленности Александра Яковлева, О. Антонов добился положительного решения в вопросе строительства самолета. 06 марта 1947 года вышел приказ о создании ОКБ-153 под руководством О. Антонова при авиазаводе № 153 в Новосибирске. Молодому авиаконструктору поручалось спроектировать и построить одномоторный грузовой самолет с поршневым мотором АШ-62ИР. Максимальная скорость на высоте 1750 м должна была составлять 270 км/ч, крейсерская скорость на высоте 1750 м - 205 км/ч, максимальная дальность с коммерческим грузом 1000 кг - 1300 км, практический потолок - 7500 м, посадочная скорость - 70 км/ч.
В конце июля 1947 года первый экземпляр антоновского биплана СХА-1 был построен, получено заключение ЦАГИ по аэродинамике. 31 августа летчик-испытатель НИИ гражданского воздушного флота Павел Володин впервые поднял новую машину в воздух с аэродрома "Ельцовка" в Новосибирске. Полет длился 30 минут, самолет в считанные минуты набрал высоту 1200 метров и, сделав два круга, успешно совершил посадку. Вряд ли кто-нибудь в тот исторический для создателей самолета день мог предположить, какая долгая и удивительная судьба, с избытком превзошедшая самые смелые ожидания, предстоит первенцу антоновского ОКБ.
23 августа 1948 года самолет был принят на вооружение Советской Армии и снабжение гражданского воздушного флота с присвоением наименования "Антонов-2" (Ан-2) и запущен в серийное производство на киевском заводе № 473. Эксплуатация самолета в различных сферах народного хозяйства с каждым годом стремительно расширялась. Концепция многоцелевого самолета была реализована в Ан-2 с беспрецедентным успехом. Самолет стал незаменим для работ на пространствах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и Средней Азии. Причиной тому стали прежде всего летные качества Ан-2 - короткие взлетные и посадочные дистанции, простота пилотирования и эксплуатации, неприхотливость к аэродромам.
География производства Ан-2 включала СССР (1947-1971), Польшу (1959-2002) и Китай (с 1956 года). Всего было построено около 18 тысяч экземпляров Ан-2 различных модификаций. Он эксплуатировался авиакомпаниями и вооруженными силами более 50 государств мира, применялся в десятках крупных вооруженных конфликтов. Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который производится уже более 70 лет.
Авиасалон МАКС уделяет самое пристальное внимание развитию малой авиации в России. Несмотря на триумфальную судьбу Ан-2 (по данным СибНИА на середину 2017 года 90% задач малой авиации в России все еще выполнялось самолетами Ан-2), стране давно требуется современный преемник знаменитого "везделета". На авиасалоне МАКС-1997 впервые демонстрировался легкий многоцелевой самолет Т-101 "Грач" разработки компании "РОКС-Аэро" совместно с МАПО МиГ. Модернизированный многоцелевой грузопассажирский самолет Ан-3Т с двигателем ТВД-20-01 был впервые показан омским ПО "Полет" на авиасалоне МАКС-1999. Цельнокомпозитный вариант самолета ТВС-2ДТ с турбовинтовым двигателем Honeywell мощностью 1100 л.с., разработанный в СибНИА на базе Ан-2, был впервые представлен на МАКС-2015. Следующая модификация самолета от СибНИА - ТВС-2ДТС "Байкал" - совершила беспосадочный перелет из Новосибирска в Жуковский и впервые демонстрировалась на МАКС-2017. ТВС-2ДТС получил цельнокомпозитное крыло, полностью новый фюзеляж и новую кабину пилотов с остеклением из гнутых стекол, измененные стойки шасси, современный комплекс авионики, сделавший самолет всепогодным с возможностью круглосуточной эксплуатации. На МАКС-2021 был представлен созданный на базе Ан-2 моноплан ТР-301ТВ, созданный в компании "Технорегион".
Одной из самых ожидаемых новинок МАКС-2021 стал легкий самолет-моноплан ЛМС-901 "Байкал", созданный компанией "Байкал-инжиниринг" - дочерним предприятием "Уральского завода гражданской авиации" (УЗГА). В сравнении со своим предшественником, "Байкал" обладает меньшими габаритами и весом, большей скоростью и дальностью полета. Ключевые параметры самолета - крейсерская скорость - 300 км/ч, максимальная дальность 3000 километров, с полезной нагрузкой в 2 тонны - 1500 км, взлет с грунтовых полос с 250 метров. Первый полет самолета состоялся 30 января 2022 года. Спрос на преемника ЛМС "Байкал" до 2030 года оценивается примерно в 600-650 единиц. УЗГА планирует развернуть серийное производство "Байкала" в 2024 году с доведением темпов выпуска до 50 машин в год....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Билеты по программе "Аэрофлот Шаттл" теперь можно переоформить онлайн
Январь 22, 2025
Новый сайт аэропорта Внуково: плюс 89% прямого трафика и 787% из соцсетей
Январь 22, 2025
Utair свяжет столицу Югры с Сочи