О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Создатель уникальных самолетов: 120 лет Владимиру Мясищеву

28 сентября 1902 года родился Владимир Михайлович Мясищев - выдающийся советский авиаконструктор, создатель тяжелых бомбардировщиков и целого ряда самолетов специального назначения с уникальными характеристиками

28 сентября 1902 года родился Владимир Михайлович Мясищев - выдающийся советский авиаконструктор, создатель тяжелых бомбардировщиков и целого ряда самолетов специального назначения с уникальными характеристиками. Его ученики и последователи создали уникальные самолеты М-17 "Стратосфера", М-55 "Геофизика", ВМ-Т "Атлант" и другие машины, оставившие яркий след в истории отечественного авиастроения и полюбившиеся гостям авиасалона МАКС.

Владимир Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремов Тульской области. В 1920 году он поступил в МВТУ им. Баумана. Еще в студенческие годы работал в ЦИАМ у В.Я. Климова, начинавшего в те годы проектировать авиационные двигатели. После окончания МВТУ работаk в КБ А.Н. Туполева в составе ЦАГИ, участвуя в создании самолетов ТБ-1, ТБ-3 и АНТ-20 "Максим Горький". Уже в те годы В. Мясищев выделялся среди коллег фундаментальными физико-математическими знаниями. С 1934 года он стал начальником конструкторского отдела ЦАГИ, который в 1936 году создал бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-1938 годах В. Мясищев назначен главным конструктором ОКБ завода № 84 в Химках, готовившего документацию для запуска в серию лицензионного самолета DC-3.

Арестованный в 1938 году по ложному обвинению, В. Мясищев работал в ЦКБ № 29 НКВД под руководством В.М. Петлякова. В конце 1939 года он предложил проект дальнего высотного бомбардировщика с герметичными кабинами ДВБ-102, который впервые для самолетов такого класса обеспечивал нормальные физиологические условия работы экипажа. После освобождения в 1940 году В. Мясищев возглавил работы по модификациям и серийному производству бомбардировщика Пе-2 и доводке самолета ДВБ-102. В начале 1944 года под руководством В. Мясищева разработан пикирующий бомбардировщик Пе-2И, который впоследствии стал базовым для создания опытных самолетов Пе-2М, ДБ-108, а также дальнего истребителя сопровождения ДИС.

В 1946 году мясищевское КБ было расформировано. Пять лет авиаконструктор посвятил преподавательской деятельности в МАИ. Стремясь вернуться к конструкторской работе, в начале 1950-х годов В. Мясищев предложил создать стратегический самолет с дальностью полета 11-12 тысяч километров. В 1951 году он получил ОКБ-23 завода № 23 в Филях и вскоре стал его генеральным конструктором. Для создания самолета потребовались новые аэродинамические исследования, разработка конструкции планера из крупногабаритных прессованных панелей, исключающих процесс клепки, освоение герметизации больших объемов крыла и фюзеляжа для использования их в качестве емкостей для топлива. Ракетоносец М-50 совершил первый полет в 1959 году, однако впоследствии программу закрыли из-за невозможности достижения самолетом заданных характеристик.

На конкурсной основе ОКБ-23 разработало стратегический бомбардировщик М-4 с четырьмя ТРД и стреловидным крылом большого удлинения, способный нести на борту ядерное оружие. Впервые в практике отечественного авиастроения была применена электронно-вычислительная техника при расчетах и проектировании. Также впервые на самолете была отработана система дозаправки топливом в воздухе "штанга-конус". Дальнейшим развитием М-4 стал реактивный стратегический бомбардировщик ЗМ с улучшенной аэродинамикой.

В 1960 году ОКБ-23 было расформировано, и в 1960-1967 годах В. Мясищев "вынужденно" возглавлял ЦАГИ. В эти годы в институте широко велись исследования в области больших сверхзвуковых скоростей для летательных аппаратов принципиально новых схем, включая самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, вертикальных взлета и посадки и пр.

В 1967 году на территории летно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23 был создан "Экспериментальный машиностроительный завод" (ЭМЗ), В. Мясищев стал его генеральным конструктором и затем директором. Под его руководством на протяжении 10 лет были проведены экспериментальные работы по увеличению дальности полета за счет ламинаризации обтекания, использованию композитов, проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В 1970 году началась разработка высотного реактивного дозвукового самолета М-17 "Стратосфера" для перехвата дрейфующих аэростатов-разведчиков. Вскоре было подписано межгосударственное соглашение о запрещении запуска аэростатов в чужое воздушное пространство и программа М-17 была закрыта. Опыт работы над М-17 был использован при создании следующего высотного самолета М-55 "Геофизика", который был задействован для высотных исследовательских полетов, в том числе по программе "Глобальный резерв озона".

В 1976 году ЭМЗ вошел в состав НПО "Молния" и включился в разработку корабля многоразового использования "Буран". На предприятии была разработана кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования, осуществлен комплекс атмосферных летных испытаний на аналоге "Бурана". Коллективом В. Мясищева создан тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант" для доставки крупногабаритных элементов системы "Буран-Энергия" на космодром "Байконур". В 1981 году ЭМЗ было присвоено имя Владимира Михайловича Мясищева. С 2011 года завод и ОКБ Мясищева вошли в структуру "Объединенной авиастроительной корпорации". Сегодня сфера деятельности ЭМЗ - опытно-конструкторские разработки авиационной и авиационно-космической техники, переоборудование самолетов и их модификация, летные испытания, экспериментальная отработка систем самолетов и космических аппаратов на стендах и др.

ЭМЗ им. В.М. Мясищева - постоянный участник авиасалонов МАКС в Жуковском. История показов высотного дозвукового самолета-разведчика М-55 началась с "МосАэрошоу-92", затем М-55 стал участником МАКС-1993, и с тех пор неоднократно экспонировался на салонах. Показы красивейшего и уникального во многих отношениях самолета традиционно вызывали интерес и специалистов, и зрителей. На МАКС-2003 ЭМЗ впервые представил натурный макет воздушно-космического самолета, установленного на М-55. "Геофизика" принимала участие в летной программе МАКС в 2005 году, в 2007-2015 годах демонстрировалась на статической стоянке салона. На МАКС-2011 вместе с М-55 "Геофизика" был показан бизнес-джет М-101 "Гжель" разработки ЭМЗ (в варианте аэрофотосъемщика). На МАКС-2017 самолет М-55 "Геофизика" вновь выполняла демонстрационные полеты, поражая зрителей своей красотой и летными качествами. А самолет ВМ-Т "Атлант" является постоянным участником исторической экспозиции авиасалонов МАКС.

Надеемся узнать о новых проектах и разработках ЭМЗ им. В.М. Мясищева и вновь видеть уникальные самолеты разработки мясищевского КБ на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка