НЦМУ "Передовые цифровые технологии"
7 октября 2022, 10:32
К 110-летию "ОДК-Кузнецов" в Самаре прошел Всероссийский научно-технический форум
5-7 октября 2022 года в Самаре прошел Всероссийский научно-технический форум двигателей и энергетических установок, посвященный 110-летию ПАО "ОДК-Кузнецов"
Мероприятие проходило на двух площадках: в Самарском национальном исследовательском университете имени С. П. Королева и ПАО "ОДК-Кузнецов". В качестве спикеров выступили более 50 сотрудников предприятий и научных работников профильных вузов и институтов. Была организована выставка передовых научно-технических решений в авиационной и аэрокосмической отрасли, энергетическом машиностроении, запланирована работа молодежной секции.
Центральным событием первого дня форума стало пленарное заседание "Цифровое проектирование в двигателестроении: от виртуальности к реальности". На обсуждение был вынесен широкий спектр вопросов, главные из которых - обеспечение импортонезависимости, достижение уникальных свойств авиационных двигателей, подготовка инженеров с компетенциями мирового уровня.
Открывая пленарное заседание, модератор, советник губернатора Самарской области, генеральный директор управляющей компании научно-образовательного центра мирового уровня "Инженерия будущего" - "Институт регионального развития" Ольга Михеева подчеркнула, что ПАО "ОДК-Кузнецов" является одним из флагманов отечественного двигателестроения, где сосредоточены все фазы технологической цепочки создания перспективного двигателя: от разработки до поддержки в эксплуатации.
Как отметил заместитель генерального директора - управляющий директор ПАО "ОДК-Кузнецов" Алексей Соболев, авиадвигателестроение является стратегически важной отраслью промышленности, обеспечивающей высокий уровень технологического развития и обороноспособность государства. Обмен знаниями и опытом на площадках тематических форумов позволяет своевременно реагировать на изменения, которые диктует глобальная повестка.
"Что можно отнести к основным вызовам? Во-первых, это возрастающие потребности наших заказчиков. Во-вторых, работа по обеспечению технологической независимости авиационного двигателестроения в России. Авиация должна набирать обороты, выполнять поставленные задачи", - подчеркнул Алексей Алексеевич.
Цифровая трансформация относится к стратегическим задачам Объединенной двигателестроительной корпорации. Об этом говорил в своем докладе заместитель генерального директора - генеральный конструктор АО "ОДК" Юрий Шмотин. Он подчеркнул, что для создания конкурентоспособных авиационных двигателей требуются лучшие технологические решения и инструменты.
"Когда мы говорим о разработке конкурентоспособных изделий, всегда помним, что для этого нужны технологии и решения, без которых новые изделия не создать. Они называются не просто новыми, а критически важными технологиями. Ряд направлений мы уже перевели в разряд промышленных, совершив серьезный рывок в применении. Это, к примеру, аддитивные технологии, которые активно используются в разработке газотурбинных двигателей, также применение полимерных композиционных материалов, высокотемпературных керамических материалов", - рассказал Юрий Николаевич.
Наряду с инновационными технологиями не менее важно использовать передовое программное обеспечение, подчеркнул спикер. До 2025 года перед АО "ОДК" стоит задача - внедрить в процесс проектирования современные отечественные программные продукты. Так, в ПАО "ОДК-Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) уже развернута Цифровая платформа разработки и применения цифровых двойников CML-Bench™, разработанная в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ). В вопросах внедрения отечественного программного обеспечения АО "ОДК" делает ставку на партнерство с вузами и отраслевыми институтами, подчеркнул Юрий Шмотин.
Спикер затронул и вопрос кадрового обеспечения. Ежегодно АО "ОДК" требуется около 300 конструкторов, которые владеют не только знаниями, но и навыками. Помимо развития собственного проекта подготовки молодых инженеров "Крылья Ростеха", компания поддержала федеральный проект по созданию Передовых инженерных школ, в том числе, выступила индустриальным партнером Передовой инженерной школы СПбПУ "Цифровой инжиниринг". Юрий Шмотин подтвердил готовность выстраивать системные образовательные программы для подготовки инженеров с компетенциями мирового уровня.
Тему продуктивного сотрудничества Центра компетенций НТИ СПбПУ "Новые производственные технологии" и АО "ОДК" продолжил проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ "Цифровой инжиниринг", Алексей Боровков. Спикер подробно рассказал о проектах Центра НТИ СПбПУ, реализованных в интересах АО "ОДК". В их числе - снижение массы двигателя ТВ7-117СТ-01 на основе технологии "цифровой двойник", флагманский проект разработки цифрового двойника морского газотурбинного двигателя и редуктора в составе агрегата. Отдельно Алексей Боровков отметил апробацию в АО "ОДК" Цифровой платформы разработки цифровых двойников CML-Bench™ и подчеркнул, что двигателестроение выступает ключевым драйвером развития этой уникальной платформы.
"Цифровые двойники предполагают взаимную увязку сотен математических моделей разного уровня. Раньше они существовали по отдельности, создавались разными людьми в разное время, проходили сборку в голове главного конструктора - это называется неформализованные знания. На Цифровой платформе происходит капитализация знаний, все результаты хранятся в проекте. Начинающий инженер в процессе обучения может обратиться к этим данным, посмотреть, какие решения ранее принимали опытные инженеры. В этом и заключается система управления знаниями на цифровом уровне", - пояснил проректор по цифровой трансформации СПбПУ.
Пример выдающегося результата, который обеспечили передовые цифровые технологии в разработке двигателя ВК-650В для вертолетов, привел в своем докладе заместитель генерального директора по металлическим материалам НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ Михаил Бакрадзе.
"ОДК-Климов" с нашей помощью удалось собрать демонстратор буквально за 3-5 месяцев вместо 1,5-2 лет, потому что сразу с конструкторами мы использовали все преимущества аддитивных технологий. Рабочие лопатки, камера сгорания - все это было изготовлено на аддитивном производстве. Несколько итераций, с конструкторами мы перепроектировали, создавали цифровые модели и тут же воплощали их в железе. Удалось успешно выйти на испытания двигателя-демонстратора", - рассказал Михаил Михайлович.
Резюмируя все прозвучавшие мнения, участники пленарного заседания подтвердили, что актуальная стратегия цифровизации существенно меняет двигателестроение. Те требования, которым должна отвечать современная техника, сегодня невозможно обеспечить без комплексной интеграции цифровых моделей, ключевых компетенций и инфраструктуры всех участников цепочки поставок двигателей нового поколения. А создание подобных дискуссионных площадок позволяет использовать весь опыт и разнообразие взглядов участников, сформировать новые комплексные решения для наиболее значимых задач двигателестроительной отрасли....
Авторские права на данный материал принадлежат «НЦМУ "Передовые цифровые технологии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В аэропорту Горно-Алтайска обновили парковочный комплекс
Декабрь 23, 2024
Плановое ежегодное обучение в Коми республиканском центре подготовки авиационного персонала (ФГАУ ДПО "Коми РЦ ПАП")
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали