Томский политехнический университет
10 октября 2022, 15:33
Ученые ТПУ разрабатывают высокоэнтропийные керамические покрытия для авиации
Исследователи Томского политеха разрабатывают новые керамические покрытия для работы при сверхвысоких температурах - до 2000 °С
Сегодня в авиации чаще всего применяются покрытия на основе карбида кремния, боридов гафния и циркония. Они могут работать при температурах в пределах 1700 °С. Исследователи Научно-производственной лаборатории импульсно-пучковых, электроразрядных и плазменных технологий ТПУ создают принципиально новые многослойные покрытия на основе оксидов и карбидов, которые позволят увеличить диапазон работы до 2000 °С.
"Для своей разработки мы заимствовали метод из металлургии, связанный с созданием высокоэнтропийных сплавов. Такой сплав состоит из четырех и более компонентов, взятых в равных пропорциях. Высокоэнтропийные металлические материалы имеют более высокую температурную устойчивость по сравнению с классическими сплавами. Мы используем оксиды гафния, циркония, церия, иттрия. Применение метода энтропийной стабилизации для керамики позволит улучшить ее термические свойства", - комментирует ведущий научный сотрудник Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Сергей Зенкин.
На данном этапе исследования ученые с помощью метода электронной микроскопии и рентгенофазного анализа изучают структуру оксидного сплава для корректировки его многокомпонентного состава. А также отрабатывают параметры магнетронного напыления.
На следующем этапе политехники проведут аналогичные исследования с карбидами этих же металлов.
"Карбиды обладают большей температурой плавления, чем оксиды, но при этом легче окисляются. Мы создаем многослойный материал, представляющие собой оксидные покрытия и карбидную прослойку. Он должен обладать высокой твердостью, устойчивостью к механическим повреждениям и воздействию сверхвысоких температур", - поясняет Сергей Зенкин.
Предполагается, что разработанный политехниками материал будет наноситься на авиационные сплавы на основе никеля и молибдена. Эффективность разработки будет проверяться на третьем этапе исследования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Томский политехнический университет». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы