Госкорпорация Ростех
13 января 2023, 11:31
ОКБ Ильюшина − 90 лет!
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина - один из лидеров отечественного авиастроения со своей уникальной авиаконструкторской школой, основы которой заложил выдающийся авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин
Сегодня под маркой "Ил" объединились опытно-конструкторское бюро и крупнейшие авиазаводы страны. В 2021 году Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина стал центром инженерных и производственных компетенций транспортного дивизиона Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Среди современных проектов "Ильюшина" − тяжелый транспортник Ил-76МД-90А и топливозаправщик Ил-78М-90А, региональный Ил-114-300 и авиалайнер Ил-96-400М.
О важных вехах истории ОКБ-юбиляра рассказываем в нашем материале.
Начало ильюшинской школы
Опытно-конструкторское бюро Сергея Владимировича Ильюшина, как и многие другие, начало свою историю на Ходынском поле в Москве - месте зарождения отечественной авиации. 13 января 1933 года вышел приказ Наркомтяжпрома СССР о создании на базе завода № 39 Центрального конструкторского бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий, во главе которого становится Ильюшин. Внутри бюро у сорокалетнего авиаконструктора сформировалась своя бригада, из которой впоследствии и выросла ильюшинская конструкторская школа.
Первыми машинами молодого коллектива (а средний возраст сотрудников КБ составлял тогда 22 года) стали скоростные бомбардировщики ЦКБ-26 и ЦКБ-30 (в серии - ДБ-3) - мощные, выносливые и быстроходные машины, способные выполнять виражи, ранее самолетам этого типа недоступные. Модификация ДБ-3Т стала первым серийным торпедоносным самолетом, специально под который даже был создан новый вид авиации - минно-торпедный.
Сергей Владимирович так умел организовать работу, что все участники были заинтересованы в достижении результата. "Умение работать с людьми, − говорил Ильюшин, − это прежде всего умение распознать в человеке способности к чему-то и создание условий для их развития, чтобы человек не просто работал, а полюбил свою работу". Постепенно выработались и принципы бюро: конструировать экономно, надежно, новаторски. Благодаря такому подходу ильюшинцам удавалось создавать простые, технологичные, надежные, удобные и экономные машины.
Самолеты Победы
Умение смотреть вперед, предугадывая нужные стране направления в авиатехнике авиационной отрасли, было одним из отличительных качеств Ильюшина. Например, за два года до начала Великой Отечественной войны в КБ был создан знаменитый "летающий танк" Ил-2 - основная ударная сила фронтовой авиации СССР. Это была хорошо защищенная и вооруженная машина с хорошими аэродинамическими качествами. Всего в годы войны было построено более 36 тысяч Ил-2, что сделало его самым массовым самолетом в истории.
Высокий модернизационный запас помог еще одной машине ОКБ Ильюшина - дальнему бомбардировщику Ил-4 - оставаться в строю в ходе всей Великой Отечественной.
Годы войны сплотили и закалили коллектив КБ: приходилось работать по 12 часов, порой сутками не покидая рабочих мест. Ильюшинцы трудились на серийных заводах в разных городах страны, налаживая выпуск своих машин. За беспримерный трудовой подвиг ОКБ было награждено орденами Ленина и Боевого Красного Знамени.
Флагман гражданской авиации
Еще не отгремела война, а Сергей Владимирович уже размышлял о мирном небе. В 1945 году поднимается в воздух Ил-12, первый самолет в гражданском направлении, которое станет для КБ основным на долгое время. Позднее на его базе создается более совершенный Ил-14 - надежный, экономичный самолет, широко поставлявшийся на экспорт. Эта 36-местная машина многие годы оставалась "рабочей лошадкой" местных авиалиний, своеобразным летающим автобусом в СССР и десятках других стран.
Развитием пассажирской темы стал самый экономичный в своем классе Ил-18, стоимость полета на котором для пассажиров была сопоставима с ценой проезда в купейном вагоне. Ил-12, Ил-14 и Ил-18 сыграли огромную роль в освоении Арктики и Антарктики, неизменно показывая выдающиеся результаты.
Дальше был Ил-62 - советский авиалайнер мирового класса для дальних перелетов. Самолет стал флагманом "Аэрофлота" и в течение десятилетий перевозил высших лиц государства. В 1976 году взлетел первый отечественный широкофюзеляжник Ил-86. На пике своей карьеры, летом 1990 года, "восемьдесят шестые" перевозили до 70 тыс. человек в сутки!
В конце 1980-х годов на смену Ил-62 и Ил-86 пришел более совершенный и экономичный Ил-96-300. Это один из самых надежных широкофюзеляжных самолетов в мире: за всю его историю не было отмечено ни одной крупной аварии. Именно этот самолет сегодня выполняет роль борта №1 для президента России.
Тяжеловесы "Ильюшина"
В 1971 году началась новая эпоха в отечественной транспортной авиации - поднялся в небо первый советский турбореактивный транспортник Ил-76. Эта выдающаяся машина на долгие годы стала основой и для гражданских, и для военных грузовых перевозок. Простой и надежный, с высокой степенью автономности и повышенной живучестью самолет может применяться даже на грунтовых аэродромах. На универсальной транспортной платформе "семьдесят шестого" создавалось множество модификаций: пункт управления, топливозаправщик, госпиталь, летающая лаборатория, поисково-спасательный, пожарный и др.
Новую жизнь в проект "Ил-76" вдохнуло создание мощного, экономичного и малошумного двигателя ПС-90А. После распада СССР производственная база самолета осталась в Узбекистане. Для возрождения выпуска нужного стране транспортника ОКБ Ильюшина проделало большую работу по перепроектированию Ил-76 с применением современных цифровых технологий и запустило обновленный транспортник в серийное производство на ульяновском заводе "Авиастар".
Ил-76МД-90А - это глубокая модернизация "семьдесят шестого", где заменено или обновлено около 70% систем и агрегатов. У нового самолета улучшены основные характеристики по сравнению с предыдущими версиями: повышены дальность полета и перевозимая нагрузка, улучшена точность самолетовождения и десантирования, качество радиосвязи. В своем классе аналогов ему в мире не существует до сих пор.
Сегодня Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина возглавляет дивизион транспортной авиации в большой семье предприятий Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. В состав ПАО "Ил" входят ОКБ им. С.В. Ильюшина, крупнейшие серийные заводы "Авиастар" и ВАСО, Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева. В активе компании - заказы от военных и гражданских структур, разработка и производство новых перспективных машин. Среди них − топливозаправщик Ил-78М-90А, легкий транспортник Ил 112В, пассажирский самолет Ил 114-300, новый широкофюзеляжник Ил-96-400М, самолеты специального назначения и другие перспективные проекты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы