РБК
16 января 2023, 08:20
Власти раскрыли цену новых самолетов Superjet и МС-21 для "Аэрофлота" Их строительство будет на 100% финансироваться из ФНБ
Минимальная стоимость новых российских самолетов Superjet для "Аэрофлота" составит ₽2,256 млрд, МС-21 и Ту-214 - ₽3,144 млрд. Группа должна получить в лизинг 63 лайнера в 2023-2026 годах. Власти также перечислили риски для проекта
Минимальная стоимость новых самолетов Superjet из российских комплектующих для группы "Аэрофлот" составит 2,256 млрд руб. ($33 млн в пересчете по текущему курсу), первых МС-21 и Ту-214 - 3,144 млрд руб. ($46 млн), следует из инвестиционного проекта льготного лизинга российских воздушных судов, который 11 января утвердил премьер Михаил Мишустин.
В рамках проекта лизинговая компания "Авиакапитал-Сервис" ("дочка" "Ростеха") закупит 63 лайнера (34 - Superjet New, 18 - МС-21-310, 11 - Ту-214) и передаст группе "Аэрофлот" с декабря 2023 года по январь 2026-го. В период реализации проекта стоимость Superjet вырастет на 9,2%, до 2,464 млрд руб. с учетом НДС, а МС-21 и Ту-214 - на 4,5%, до 3,285 млрд, следует из опубликованного паспорта проекта.
Стоимость всех самолетов достигнет 175,4 млрд руб. 100% этой суммы будет привлечено из Фонда национального благосостояния (ФНБ). На них Минфин купит облигации "Авиакапитал-Сервиса" со ставкой купона 1,5% годовых. Основной долг по облигационному займу должен быть погашен в течение 18 лет с даты поставки последнего самолета в "Аэрофлот", то есть до начала 2044 года.
Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что проект поставки этих лайнеров в "Аэрофлот" "полностью согласован" на совещании президента Владимира Путина с правительством, которое состоялось также 11 января. Тогда чиновник рассказал, что для поставки самолетов другим авиакомпаниям планируется принятие отдельных паспортов в обеспечение комплексной программы развития авиационной отрасли. По его словам, авиапром готов выполнить эту задачу, "мощности все сверстаны и по текущему, и по следующему году". Но на некоторых предприятиях заказов на воздушные суда "до сих пор нет, даже на 2023 год", заметил Путин. "Что вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут? (...) Мне директора предприятий говорят: нет контрактов. А у вас "все сверстано", - сказал Путин. Мантуров пообещал решить вопрос в течение месяца.
Сколько самолеты стоили раньше
В 2020 году самолеты Superjet первого поколения (c импортными комплектующими) продавались по $32 млн. Летом 2021 года сообщалось, что их цена с поставкой в 2024 году выросла до $36 млн, рассказывали РБК два источника в крупнейших российских лизинговых компаниях и подтверждал представитель Промсвязьбанка (его "дочка" "ПСБ Лизинг" поставила авиакомпаниям 59 лайнеров Superjet). Тогда за $30 млн на рынке можно было приобрести новые самолеты Airbus A220 и Embraer E-Jet E2.
Какие есть риски для реализации проекта
До сих пор крупнейшая в России авиагруппа "Аэрофлот", как и большинство других авиакомпаний, заказывала самолеты преимущественно за рубежом. После начала военной спецоперации на Украине страны Запада ввели беспрецедентные антироссийские санкции. Они запрещают поставку в Россию новых самолетов и комплектующих к ним, а также их техническую поддержку.
В сентябре 2022 года "Аэрофлот" подписал c Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) соглашение "о намерениях в отношении приобретения" 339 самолетов российского производства. Оно предусматривает передачу на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet New и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 год. 63 лайнера, которые будут поставлены в рамках нового инвестпроекта, входят в этот список.
Но у проекта поставок первых новых самолетов российского производства в рамках этой программы есть слабые стороны, говорится в постановлении. Среди них:
- высокие эксплуатационные затраты российских самолетов;
- недостаточно высокий проектный ресурс российской авиатехники по сравнению с иностранными аналогами;
- ограниченное количество квалифицированного персонала для создания, эксплуатации и обслуживания авиатехники.
Вывод на рынок самолетов новых типов в любой стране мира сопряжен с рисками и сложностями, но они носят временный характер и преодолимы, сообщили РБК в пресс-службе госкорпорации "Ростех" (в ее состав входят ОАК и "Авиакапитал-Сервис"). Указание "слабых сторон" и "рисков" является обязательной частью любого инвестпроекта. Если инвестпроект поддержан, значит, его позитивные эффекты сильнее, указывают там.
В "Ростехе" пообещали, что проблема зависимости от импортных систем и агрегатов, существующая на данный момент, будет решена. "МС-21 и Superjet, поставляемые "Аэрофлоту", будут русифицированы полностью", - заявили в госкорпорации.
Насколько уникально финансирование проекта
Правила инвестирования средств ФНБ до последнего времени предполагали, что они могут составлять не более 25% совокупного объема проекта, говорил министр финансов Антон Силуанов весной 2021 года. Но затем эта планка была повышена до 40%. Инвестпроект льготного лизинга российских воздушных судов предусматривает, что деньги из фонда покроют 100% всех затрат. "Учитывая стратегическое значение проекта, принято решение финансировать его из ФНБ по льготной ставке 1,5% и без избыточных требований к окупаемости", - заявил Мантуров на совещании Путина с правительством.
Решение о доле ФНБ в финансировании проектов принимается в каждом случае индивидуально, отмечает пресс-служба Минэкономразвития. Базовый показатель - не более 40% средств фонда, но в исключительных случаях он может быть пересмотрен. Правила выделения средства из ФНБ действительно допускают подобные исключения, при которых на них приходится 100% финансирования: "Размещение средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, с превышением ограничений, установленных абзацем первым настоящего пункта, допускается на основании отдельных решений президента Российской Федерации или председателя правительства Российской Федерации".
Решение о 100%-ном финансировании строительства и закупки 63 самолетов из ФНБ позволит не откладывать реализацию проекта из-за сложностей привлечения в данный момент внебюджетного финансирования на приемлемых для финансовой модели условиях, указывает представитель Минэкономразвития. Это решение также позволит вывести новый тип машин на рынок по коммерчески привлекательной цене в текущей экономической ситуации, добавляет представитель Минпромторга. Поставка отечественной авиатехники для авиакомпаний на фоне ухода западных производителей является проектом государственного значения, говорят в пресс-службе "Ростеха". "Чтобы запустить процессы производства и поставок современных воздушных судов, стратегически важно выстроить соответствующую модель финансирования и взаимодействия между государством, промышленностью и авиакомпаниями. Такие инвестпроекты помогут стране вернуть позиции на рынке гражданского авиастроения", - указала пресс-служба госкорпорации.
Средства ФНБ направляются на реализацию проектов как на принципах проектного, так и корпоративного финансирования. В проектном финансировании обычно используется комбинация источников, напоминает директор группы по привлечению финансирования Kept Сергей Игнатущенко: акционерное финансирование, банковские кредиты и средства ФНБ. Использование средств фонда позволяет сделать более мягкой долговую нагрузку проекта за счет льготной ставки и долгосрочного характера финансирования, при этом акционерное финансирование обеспечивает необходимые коэффициенты покрытия выплат по заемным средствам (своеобразная подушка), чтобы снизить риски невозврата, отмечает эксперт.
В случае финансирования проекта исключительно из средств ФНБ, которые являются, по сути, заемными, необходимо обратить внимание на риск обслуживания займов из ФНБ, если поступления по лизинговым платежам со стороны авиакомпании в какой-то период времени окажутся недостаточными, предупреждает Игнатущенко. Такая ситуация может сложиться в случае реализации коммерческого риска по каким-либо причинам. Важно обеспечить устойчивость финансовой модели, которая должна учитывать как текущую долговую нагрузку инициатора проекта ("Авиакапитал-Сервис"), так и прогнозное превышение лизинговых платежей над обязательными выплатами по возврату средств ФНБ, заключает он.
Финансирование проекта на 100% из Фонда национального благосостояния - нетипичная ситуация, замечает гендиректор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова. Среди исключений из этого правила она вспоминает участок трассы Казань - Екатеринбург (Дюртюли - Ачит) стоимостью 260,5 млрд руб., который почти на 100% финансируется из фонда. При 100-процентном финансировании из ФНБ проект становится условно "менее рыночным", а финансовые риски полностью несет фонд, продолжает Галактионова. Но в большинстве случаев суммы вложений средств из ФНБ сопоставимы, на многие проекты выделяется 150 млрд руб. и более, заключает она.
РБК направил запрос в пресс-службу Минфина....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали