ЦИАМ
20 января 2023, 13:27
И воин, и физик, и лирик: к 100-летию академика Г.Г. Черного
22 января исполняется 100 лет со дня рождения Горимира Горимировича Черного - академика АН СССР и РАН, выдающегося ученого, одного из основоположников отечественной современной школы газовой динамики и аэродинамики гиперзвуковых скоростей
Многогранная личность и человек необычайной судьбы: описание его жизни невозможно уместить в одно небольшое повествование, равно как и рассказать о нем в отрыве от истории страны и от науки, которую он беззаветно любил и которой был предан до последнего дня.
Горимир Черный - выпускник механико-математического факультета МГУ по кафедре гидромеханика. Учеба его началась в 1940 году, но Великая отечественная война внесла в планы юноши свои коррективы: 5 июля 1941 года он записался добровольцем и был направлен в артиллерийский полк 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. В начале октября Горимир Черный уже был на фронте. Набираться жизненного опыта и взрослеть ему пришлось на уроках войны, беспощадных к ошибкам. За его плечами и тяжелейшие бои, в которых юный солдат чудом остался жив, и плен, и даже расстрел с приказом об отмене в самый последний момент, и побеги, и допросы в СМЕРШе.
Его жизнь - творческая и научная - отличается богатейшим содержанием. Именно во время войны, где молодой человек познал и истинную цену жизни, и горечь потери, произошел серьезный перелом. Позже, будучи уже состоявшимся ученым, Горимир Черный выпустил книгу воспоминаний, где откровенно написал: "Это короткое время - всего четыре года - наполнено событиями и переживаниями, с которыми не может сравниться все, что было со мной в моей уже долгой жизни до войны и потом, после нее".
Учебу в МГУ Г.Г. Черный продолжил уже в мирное время, в ноябре 1945 года. Его активная научная деятельность началась на рубеже 40-50-х годов, в эпоху мощного развития мировой науки, включая механику сплошных сред и ее раздел - механику жидкости и газа. Этим направлениям Горимир Горимирович посвятил основную часть своей творческой жизни, и многие дальнейшие успехи в этих направлениях оказались связанными с его именем.
Формирование Г.Г. Черного как оригинального ученого и организатора уверенно можно связывать со временем работы в ЦИАМ, где с 1952 по 1970 годы он, будучи еще совсем молодым человеком, возглавил газодинамическую лабораторию. Под его руководством и при его непосредственном участии были проведены важнейшие комплексные исследования газодинамических процессов в современных на тот момент и перспективных авиационных двигателях, выполнены работы по физической и магнитной газовой динамике. Эти исследования имели первостепенное значение для развития авиадвигателестроения. Он также руководил работой над исследованиями по движительной и энергетической тематике (электродуговые подогреватели, стационарные холловские ускорители плазмы, импульсные электромагнитные ускорители эрозионного типа, каналы МГД генераторов, ионный двигатель). Со временем они сыграли большую роль в развитии новых научных направлений в нашей стране.
В конце 1950-х годов Г.Г. Черный принял самое активное участие в создании Института механики МГУ и организации его научных направлений, а в 1960 году стал его директором и оставался им до 1992 года.
Под его руководством институт достаточно быстро стал признанным лидером в отечественной и мировой науке по теоретической и прикладной механике. Работы, которыми руководил Горимир Горимирович в ЦИАМ и Институте механики МГУ, внесли решающий вклад в решение важнейших вопросов, актуальных и для современной науки: это аэрокосмические проблемы, воздушно-реактивные двигатели, аэродинамика летательных аппаратов и их элементов, гиперзвуковые аппараты, горение топлива в сверхзвуковом потоке, сложные трехмерные газодинамические системы, сильные разрывы в средах со сложными физико-химическими свойствами, проблемы разрушения тел. Полученные Г.Г. Черным результаты опубликованы в многочисленных статьях и монографиях, получивших мировое признание.
Научным коллективом под руководством Г.Г. Черного в ЦИАМ был проведен объемный цикл исследований течений газа с экзотермическими реакциями, где подробно изучены процессы нестационарного течения и асимптоматические законы распространения детонационных волн. В этом направлении так же был получен ряд основополагающих результатов.
Кроме того, Г.Г. Черный стал одним из создателей нового научного направления в области аэромеханики. Оно заключалось в исследовании обтекания сверхзвуковым потоком тел сложной конфигурации с образованием области пространственного дозвукового возвратного отрывного течения перед их трехмерными частями, выступающими над поверхностью. Были выявлены принципиальные особенности такого рода течений. Эти эффекты имеют исключительно важное значение в авиационных и космических приложениях.
Классик от науки, Г.Г. Черный всегда погружался в суть проблемы с вдохновением первооткрывателя. И новые, и уже известные факты он рассматривал сквозь собственную призму и для этого создавал принципиально новые физико-математические модели, применял разнообразные математические методы. Он выбирал свой уникальный путь и всегда доводил исследования до финального, важного с теоретической и практической точек зрения результата.
Много лет работая заведующим отделением механики МГУ им. М.В. Ломоносова и завкафедрой аэромеханики и газовой динамики на мехмате МГУ, Г.Г. Черный оказал ощутимое влияние на улучшение системы преподавания механики. Курсы лекций по гидродинамике и газовой динамике, которые он читал в МГУ и в МФТИ, всегда отличались новизной, глубиной погружения в физику процессов и последовательностью. Большую известность получили семинары Черного по газовой динамике и физической газовой динамике в ЦИАМ и Институте механики МГУ.
Черный основал научную школу в области гиперзвуковых технологий, воспитал ученых, которые впоследствии внесли существенный вклад в развитие гиперзвуковой аэродинамики, физической газовой динамики и магнитной гидродинамики. Отличительной особенностью этой школы стала разработка ясной адекватной физической модели изучаемого процесса, лаконичный и изящный математический анализ на основе этой модели, практическая направленность научных исследований. Ученики Г.Г. Черного всегда в совершенстве владели современными теоретическими, экспериментальными и вычислительными методами исследования. Многие из них получили признание в России и за рубежом и возглавляют сегодня стратегически важные научные направления.
Г.Г. Черный авторитетно представлял нашу страну в различных международных научных организациях, руководил международными программами по гиперзвуковой тематике, плазменной аэродинамике, течениям с детонацией и горением.
Горимир Горимирович внес существенный вклад в развитие российской академической науки в области механики. Его труды оценивались на самом высоком уровне. Г.Г. Черный - лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ, двух премий им. Н.Е. Жуковского, премий им. М.В. Ломоносова и С.А. Чаплыгина, премии Совета министров СССР. Кроме того, он был награжден двумя орденами Отечественной войны, орденами Славы III степени, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями, в том числе боевой медалью "За отвагу".
Примером своей жизни и многочисленных научных и литературных трудов Г.Г. Черный поставил точку в споре между физиками и лириками. Разносторонний талант незаурядного ученого, пытливый ум, принципиальность гражданина своей страны и обостренное чувство жизни самым удивительным образом объединились в одной личности.
В память о выдающемся ученом и его вкладе в российскую науку на здании ЦИАМ установлена мемориальная доска. Научное наследие Горимира Горимировича продолжают его последователи, а, значит, память о нем живет не только в наших сердцах, но и продолжает жить в конкретных научных поисках и результатах, основу для которых заложил он.
ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов