О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ИТ-решения в гражданской авиации: исследование "РИВЦ-Пулково"

Поставщик ИТ-решений для гражданской авиации "РИВЦ-Пулково" подготовил обзор текущего состояния и перспектив внедрения российских ИТ-разработок в авиационной отрасли

Поставщик ИТ-решений для гражданской авиации "РИВЦ-Пулково" подготовил обзор текущего состояния и перспектив внедрения российских ИТ-разработок в авиационной отрасли. В исследовании приняли участие ИТ-директора, главные инженеры, системные администраторы аэропортов и авиакомпаний.

Об исследовании

В декабре 2022 - январе 2023 АО "РИВЦ-Пулково" при поддержке отраслевого агентства "АвиаПорт" было проведено аналитическое исследование на тему использования ИТ-систем на предприятиях гражданской авиации. Среди респондентов сотрудники аэропортов и авиакомпаний, включая крупнейших авиаперевозчиков: ПАО "Аэрофлот", АО "Авиакомпания "Россия", АО "Авиакомпания "Сибирь" и крупные аэропорты: международный аэропорт Внуково, международный аэропорт Краснодар, международный аэропорт Уфа. Участникам было предложено ответить на ряд вопросов про импортозамещение, а также об используемом ПО, как общесистемном, так предназначенном для управления производственными процессами.

Общая ситуация на рынке ИТ-решений в области гражданской авиации

В настоящее время на ИТ-рынке в гражданской авиации происходят кардинальные перемены, вызванные отключением информационных систем западных вендеров, санкции, хакерские и DDOS атаки. В марте 2022 наблюдался стремительный уход с рынка зарубежных ИТ-поставщиков: Sabre (США), SAP (Германия), Lufthansa Systems (Германия), Jeppesen (США), IBM (США), Arinc (США), Inform (Германия), SITA (ES) ACARS. Исходя из хронологии событий, крупнейшие поставщики либо уже полностью ушли с российского рынка, либо прекратили поддержку своих сервисов.

Респонденты выделили ряд проблем, с которыми столкнулась гражданская авиация из-за санкций:
  1. Прекращение оказания услуг иностранными провайдерами, при этом ACARS и сервис оценки топливной эффективности компании не имеют отечественных аналогов.
  2. Отказ от использования, специализированного ПО (ПО для планирования экипажей, BRS-системы, CUTTS-системы).
  3. Отказ ПО (антивирусное ПО, офисное ПО, СУБД) и переход на альтернативы, например, Linux.
  4. Трудности с обновлением используемого ПО или невозможность обновления.
  5. Трудности с приобретением оборудования.
При этом 42% респондентов отметили, что в их компаниях разработана стратегия цифровой трансформации и импортозамещения ПО, а 38% находятся в процессе разработки стратегии.

Общесистемное ПО

Большинство представителей авиационной отрасли продолжают использовать иностранные системы. Например, среди клиентских операционных систем лидирующие позиции занимает MS Windows. Иностранные СУБД MS SQL Server и ORACLE также используются у большинства опрошенных.

Использование ИТ систем в аэропортах

По сравнению с общесистемным ПО, отечественные специальные ИТ-системы используются большинством респондентов. Среди лидеров автоматизированных систем согласования слотов можно выделить "РИВЦ-Пулково". Также 39% опрошенных отметили, что не используют автоматизированные системы согласования слотов и взаимодействие между аэропортами и авиакомпаниями производится вручную.

Респонденты отметили, что отдают предпочтение отечественным системам AODB - операционная база данных аэропорта. Только 4% опрошенных из аэропортов используют продукты от Inform Software.

Использование ИТ систем в авиакомпаниях

Положительную динамику в выборе отечественных поставщиков ИТ-решений можно проследить и у авиакомпаний. Так 84% участников исследования выбрали отечественных поставщиков систем планирования расписания.

Также опрошенные отметили, что отдают предпочтение отечественным поставщикам систем планирования расписания рейсов. Только 18% респондентов используют системы от иностранных вендоров.

Ожидаемо, что иностранные вендоры постепенно покидают рынок, это касается также и авиационного ПО. При этом, процесс импортозамещения в области ИТ в гражданской авиации постепенно развивается, что благоприятно сказывается безопасности и стабильности производственных процессов отечественных предприятий гражданской авиации.

Генеральный директор "РИВЦ-Пулково", Глеб Головченко: "Данное исследование показало нам текущее состояние рынка, какие иностранные системы все еще используются в гражданской авиации и где еще остались неавтоматизированные процессы. Мы стремимся помочь нашим клиентам автоматизировать процессы и предоставить им лучший пользовательский опыт, чтобы они без страха переходили на отечественные системы. Наши продукты обеспечивают удобство и скорость работы. Мы всегда находимся на связи и готовы прийти на помощь пользователями систем "РИВЦ-Пулково"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАО "РИВЦ-Пулково"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка