ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"
9 февраля 2023, 13:36
ГосНИИАС - системный интегратор авиастроения: к 100-летию отечественной гражданской авиации
Сегодня гражданская авиация России отмечает 100-летний юбилей
Этот импульс возымел колоссальное значение для развития авиационной науки и промышленности нашей страны. В последующие годы при поддержке государства ведущие научно-инженерные предприятия и НИИ активно проводили фундаментальные и поисковые исследования с целью создания новых образцов авиационной техники и внедрения перспективных технологий в авиационную отрасль.
Государственный научный центр ГосНИИАС (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), как институт системной интеграции, участвовал и участвует практически во всех важных проектах по гражданской линии отечественной авиапромышленности. В соответствии с приказом Российского авиационно-космического агентства, институт определен "головной организацией по проведению единой научно-технической политики авиационной промышленности в области радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов".
Первая большая работа института над гражданским воздушным судном со значением мирового уровня началась с Ту-144. Участие ГосНИИАС в создании самолета нового поколения было обусловлено наличием необходимых опыта и компетенций, сформировавших научно-технический задел для создания сложных комплексов, которые отечественные конструкторские бюро того времени не проектировали.
В рамках работ над Ту-144 в институте был создан комплекс полунатурного моделирования (далее - КПМ). На нем была осуществлена отработка информационного взаимодействия контуров навигационного комплекса и автоматической бортовой системы управления, с целью обеспечения автоматизации процессов управления на всех режимах полета.
Работы на КПМ проводились совместно с ведущими специалистами МИЭиА, ОКБ "Электроавтоматика" и ОКБ А.Н. Туполева. Результатом стал отработанный пилотажно-навигационный комплекс бортового оборудования с функцией автоматического полета по маршруту.
В конце 80-х годов институт осуществлял работы по внедрению новой авионики с открытой архитектурой - интегрированной модульной авионики (далее - ИМА). Это, пожалуй, один из главных проектов гражданского сектора, которым занимался ГосНИИАС. ИМА позволила уменьшить стоимость жизненного цикла летательного аппарата, улучшить производительность, повысить эксплуатационные характеристики посредством разработки единой архитектуры и стандартов, требуемых для реализации цифрового ядра авионики и сетевых интерфейсов.
Результаты исследований в области разработки новой идеологии авионики легли в основу работ по созданию Ил-96. Для этого борта специалистами ГосНИИАС была произведена разработка системы "Электронный бортинженер" для сокращения численности экипажа до двух пилотов, а также реализован проект с импортными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием. Параллельно с разработкой нового лайнера в институте был создан комплекс "Железная птица" - стенд для отработки отказоустойчивости самолетных систем, на котором в натуральную величину выполнены имитаторы крыльев, хвостового оперения и мест подвески опор шасси. Стенд разрабатывался для ускорения процесса разработки, испытаний и повышения безопасности воздушного судна. В ходе реализации проекта в короткие сроки, в соответствии с международными стандартами, учеными института было переработано практически все функциональное программное обеспечение и проведено тестирование, необходимое для прохождения сертификации. Кроме того, была реализована функция предупреждения критических режимов, разработкой которой в полном объеме, начиная с разработки требований и заканчивая верификацией, занимались специалисты института.
В последующем в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" ГосНИИАС определен головным разработчиком по разработке и системной интеграции ИМА.
Ученые ГосНИИАС внесли неоценимый вклад в создание и последующую модернизацию серии воздушных судов нового поколения - МС-21 и SSJ. Институт стал соисполнителем работ в части отработки взаимодействия всех самолетных систем, проектирования и динамического тестирования информационно-управляющего поля кабины экипажа с применением технологии прототипирования.
Данная технология реализована институтом совместно со специалистами корпорации "Иркут" на базе универсального стенда прототипирования, который позволяет проводить разработку бортового программного обеспечения авионики и отработку концепции человеко-машинного интерфейса. На стенде отрабатываются все виды нештатных ситуаций, что способствует предотвращению чрезвычайных ситуаций на борту самолета еще до введения его в эксплуатацию.
Также специалистами ГосНИИАС и корпорации "Иркут" в рамках совместных работ по созданию перспективных судов гражданской авиации разработан стенд "Электронная птица". Стенд предназначен для отработки взаимодействия и функционала комплекса бортового оборудования и его программного обеспечения. Это позволяет скорректировать программно-математическое обеспечение и исправлять ошибки в элементах оборудования кабины.
Еще с середины прошлого столетия институт завоевал репутацию головной научной организации авиационной промышленности по исследованиям и разработкам в области систем бортового оборудования летательных аппаратов.
Сегодня ГосНИИАС исполняет функции от планирования и прогнозирования перспективного развития авиационной техники до выработки конкретных решений и разработки конечных продуктов и технологий для их внедрения в авиационную отрасль.
Институт ведет широкий круг работ по научному сопровождению процессов разработки и испытаний, участвует в стратегиях импортозамещения и внедрения критических технологий.
Являясь государственным научным центром, ГосНИИАС обеспечивает наращивание научно-технологического потенциала страны и способствует решению важных стратегических задач по развитию авиационной отрасли и прикладной науки....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Стамбула появился бесплатный и безлимитный Wi-Fi для всех
Ноябрь 22, 2024
Kyodo: конвертоплан Osprey ВС США сел в аэропорту Японии без согласования