Самарский национальный исследовательский университет им С.П. Королева
10 февраля 2023, 08:21
Самарский университет им. Королева: крылья и кадры для авиации страны
Вся 80-летняя история Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева неразрывно связана с авиацией
Так сложилось, что приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР о создании в Куйбышеве (в январе 1991 года городу вернули историческое название Самара - прим. авт.) авиационного института №143/М вышел 17 июля 1942 года. На сталинградском направлении шли тяжелые бои, фронту позарез были нужны самолеты, и столь же остро авиастроительные, двигателестроительные, агрегатные предприятия, эвакуированные в Куйбышев, нуждались в квалифицированных инженерах.
Создателем и первым врио директора авиационного высшего учебного заведения стал доцент А.М. Сойфер. Сейчас трудно представить, скольких усилий стоило сформировать коллектив преподавателей, набрать студентов, переоборудовать помещения. Но 1 октября 1942 года в Куйбышевском авиационном институте (КуАИ) начались занятия, а в 1944 году состоялся первый выпуск.
Первоначально работали два факультета - самолетостроительный (№1) и моторостроительный (№2). Но уже в 1949 году открылась специальность 1610 "Техническая эксплуатация самолетов и двигателей". В 1952-м сформировали кафедру технической эксплуатации самолетов и двигателей, которую возглавил доцент И.Д. Старостин, а в 1958 году он встал во главе вновь созданного факультета технической эксплуатации самолетов и авиадвигателей (№3). Для практического освоения воздушных судов и технологии их обслуживания в его структуру включили созданный еще в 1953 году учебный аэродром. В 1961-м "третий" переименовали в Факультет технической эксплуатации летательных аппаратов.
За годы существования аэродрома, в распоряжение преподавателей и студентов поступили 25 воздушных судов, составлявших основу парка Гражданской авиации СССР: несколько Ан-2, Ан-12, Ан-24, Л-410, Як-12, Як-42, Ту-104, Ту-134 и, конечно же, Ту-154. Это была самая первая поднявшаяся в небо "стопятьдесятчетверка" с бортовым номером 85003. В учебную программу также вошли лабораторные работы на "живых" вертолетах Ми-2, Ми-6 и Ми-8. А в 1987 году на Куйбышевский авиазавод перегнали подаренный институту сверхзвуковой Ту-144ЛЛ, который скоро занял свое место на стоянке учебного аэродрома КуАИ.
Со временем у студентов факультета №3 появилась возможность проложить путь в небо. В 1970-е годы здесь начали готовить бортинженеров. Базовой машиной стал, разумеется, Ту-154. Выпускавший этот тип воздушных судов Куйбышевский авиазавод активно помогал вузу, и на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА) появилась "живая" кабина с рабочими местами экипажа. И пусть тренажер этот был без стенок, без дверей, без остекления и экранов, но вся авионика была настоящая. Стараниями кафедральных умельцев приборы четко отображали все действия с арматурой кабины, а лаборант мог смоделировать самые различные режимы полета.
Серьезный подход к обучению привлекал талантливую, неординарную молодежь. Было чем заняться и в каникулы - среди десятков студенческих стройотрядов (далее - ССО) огромной популярностью пользовался ССО бортпроводников "Гея".
Факультет №3 воспитал инженеров-эксплуатационщиков, добившихся выдающихся успехов. Среди них видный специалист по вопросам летной годности воздушных судов, замминистра Гражданской авиации СССР, замруководителя Федеральной авиационной службы РФ В.В. Горлов и замминистра Гражданской авиации СССР Л.С. Свечников. В их числе К.А. Титов, 17 лет возглавлявший в статусе губернатора Самарскую область, вице-премьер правительства РФ О.Н. Сысуев, генеральный директор АО "Авиакор - авиационный завод" А.В. Гусев.
Самарский университет им. Королева на протяжении всей своей истории придерживается главного принципа - обучение через науку и практику. Для этого здесь созданы все условия - так, на кафедре эксплуатации авиационной техники работает класс, оборудованный симуляторами по обучению эксплуатации самолетов А320 и Боинга 737 - обе марки среди самых популярных машин российских авиакомпаний. Класс - это 12 рабочих мест. Рабочее место симулятора - это персональный компьютер, два монитора, на которых транслируется системы самолета, и ноутбук, в который загружена теоретическая часть (видеоуроки, схемы, инструкции). Преподаватель проводит демонстрацию работы систем самолета, а также вносит неисправности, которые будут искать студенты.
Новые реалии и запросы помогают вузу развивать самые актуальные компетенции. В 2000-е, студенты университета, как и их предшественники, задействованы в решении стратегических для страны задач. Один из крупных проектов был связан с выполнением большого цикла работ по проектированию оснастки для крупноразмерных элементов крыла и фюзеляжа нового самолета "МС-21". Главное, чего ожидали создатели и эксперты от "МС-21" - идеальных аэродинамических поверхностей, полученных с помощью технологий, применяемых при создании изделий из композитных материалов.
И студенты с этой задачей справились - они применили все свои знания и умения, чтобы в итоге самолет встал на идеально гладкое крыло.
В университете завершено оснащение научно-технологического центра композиционных материалов, в котором будут изготавливаться крупноразмерные формы из композитов. Вуз ориентирован на развитие композитных технологий во всем цикле - от проектирования изделий до испытаний. К примеру, в кооперации с КНИТУ-КАИ и МАИ университет выполнял комплексную работу (от проектирования до производства и испытания) по созданию интерцептора для гражданского самолета Sukhoi Superjet 100. На примере таких проектов вуз отрабатывает переход на создание конструкций для авиации из композиционного материала, поскольку за ним будущее.
В авиации востребованы и магнитно-импульсные методы воздействия на металл, которые активно развивают именно в Самарском университете им. Королева. У технологии обработки материалов с помощью импульсного магнитного поля широкие возможности с точки зрения придания изделиям заданной формы. Она используется для высокоточной штамповки, сборки, сварки заготовок, в том числе крупногабаритных, из алюминиевых и медных сплавов. Воздействуя импульсными магнитными полями на расплав, можно получить сплав с характеристиками значительно лучшими, чем при использовании обычного способа. Так, Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова заказал университету магнитно-импульсные установки для штамповки оболочек самолетов.
Самарский университет им. Королева является одним из центров компетенций в стране в сфере аддитивных технологий. Сотрудники одноименной лаборатории вуза отрабатывают технологические процессы изготовления основных деталей газотурбинных двигателей из отечественных металлических порошков жаропрочных сплавов путем их лазерного сплавления и послойной печати на 3D-принтере. По результатам исследований, изготовленные таким образом изделия превосходят по ряду показателей полученные традиционными методами обработки. Это открывает возможности использования технологии 3D-печати различных узлов для авиадвигателестроения. Здесь университет плотно сотрудничает с самарскими предприятиями - ПАО "ОДК-Кузнецов", РКЦ "Прогресс", ПАО "Салют", ОАО "Металлист-Самара".
Сегодня выпускники Самарского университета им. Королева работают практически во всех главных авиационных центрах страны. Более того, в последние годы наблюдается резкий спрос на студентов и аспирантов вуза. Авиационный комплекс им. Ильюшина привлекал студентов и аспирантов к разработке грузового варианта самолета ИЛ-96. В выпускниках крайне заинтересованы и в ОАО ЭМЗ им. Мясищева, и в КБ "Туполев", и в ПАО "Иркут" и в других стратегических предприятиях России.
Комментарий:
Андрей Прокофьев, первый проректор - проректор по научно-исследовательской работе Самарского университета им. Королева:
- В 2021-2022 годы, благодаря участию в программе "Приоритет-2030", университет включился в производство летательных аппаратов. Нами выполняются работы по технологическому сборочному оснащению производства самолетов ТВРС-44 "Ладога" для АО "Авиакор - авиационный завод". Этот проект направлен на обеспечение импортонезависимости авиационной отрасли страны. В результате выполнения работ снизится трудоемкость, повысится точность сборки и улучшатся аэродинамические показатели самолета.
Запущено и мелкосерийное производство малоразмерных БПЛА самолетного типа. Университет стал Центром развития компетенций в области беспилотных авиационных систем для учащихся школ, СПО и вузов. Центр беспилотных систем университета принимает участие в междисциплинарных проектах: мониторинге нефтяных месторождений, археологических экспедициях, реализует программы дополнительного образования по основам управления беспилотными летательными аппаратами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарский национальный исследовательский университет им С.П. Королева». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Санкт-Петербург - Горно-Алтайск - на субсидируемом рейсе "России"
Ноябрь 2, 2024
В Росавиации обсудили развитие сотрудничества с Израилем
Ноябрь 2, 2024
ОДК-Авиадвигатель признан лучшим опытно-конструкторским бюро года