ЦИАМ
6 марта 2023, 10:41
Старейший работник ЦИАМ награжден почетной грамотой Минпромторга
Эта награда стала прекрасным подарком к его дню рождения
В торжественной обстановке грамоту ему вручили представители руководства ЦИАМ.
Пресс-служба института не могла остаться в стороне от столь славных событий в жизни Льва Самойловича и пообщалась с именинником. Говорили о прошлом, настоящем, немного о будущем и, конечно же, о ЦИАМ, которому Лев Самойлович посвятил большую часть своей жизни и своих стихов.
Лев Самойлович - человек, о котором можно сказать: много видел и много знает. Почтенный по возрасту и молодой по восприятию жизни. В нем органично уживаются совершенно разные таланты: ученого, поэта, музыканта, заводилы и души любой компании. В свои годы обладает великолепным чувством юмора, а, между прочим, научно доказанный факт - люди, живо реагирующие на шутки и не теряющие способность шутить, молоды душой. Лев Самойлович остается в строю, несмотря на время, обстоятельства и внушительный возраст, что указан в паспорте… Ученый, который своим трудом создал ценное научное наследие, написал и настоящий гимн, воспевший родной институт!
Вспоминая прошлое, он, в первую очередь, говорит о периоде жизни, который пришелся на военные годы. Молодой Лев Рысин едва успел перешагнуть школьный порог, когда прогремела новость о начале войны. О том, как скоро пришлось взрослеть, он написал в книге откровений "Мои сороковые":
"В начале сороковых я посчитал себя уже "зрелым" человеком, так как в сорок первом году окончил среднюю школу и документ, который я получил, назывался "аттестат зрелости". Однако последующие события показали, что это не так. Началась Отечественная война, а с ней и мои "сороковые", мое взросление".
Конечно же, как все мальчишки сорок первого, рвался на фронт, но учеба в МАИ, куда уже успел поступить, отсрочила начало его боевой биографии. В 1942 году, после военной подготовки в Ярославском авиационно-техническом училище, Лев Рысин был направлен на Дальний Восток для службы в морской авиации в качестве стрелка-моториста. "Там я участвовал в боевых действиях с Японией", - вспоминает фронтовик.
Славное боевое прошлое Льва Рысина отмечено рядом наград, среди которых орден Отечественной войны II степени, медали "За боевые заслуги" и "За победу над Японией".
Времена меняют ориентиры. В мирное время основным интересом бывшего студента, конечно же, стало продолжение учебы. Навыки, приобретенные за годы службы в авиаполку, лишь подогревали интерес к двигателестроению. Ведь именно на авиамоторный факультет он был зачислен в МАИ. А стрелок-моторист на фронте - это и помощник борттехника, обеспечивающего техническое состояние самолета, и пулеметчик в полете. Техническое обслуживание самолета и двигателей дало ему много новых знаний, которые он впоследствии умело применял в профессии.
После окончания института в 1956 году в трудовой книжке Рысина появилась отметка о приеме на работу в ЦИАМ.
ЦИАМ стал еще одной, не менее важной, и гораздо более продолжительной вехой в жизни Льва Самойловича. Здесь, в лаборатории № 6 малоразмерных газотурбинных двигателей, он делал первые шаги на поприще ученого в одной из самых сложных и стратегически важных для страны сфер - авиадвигателестроении.
Работая в ЦИАМ, он занимался научной деятельностью, связанной с разработкой и доводкой отечественных двигателей ГТД 350, Д 25, ТВ2 117, ТВ3 117, ТВД 10, ТВД 20 для вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-24 и самолетов Ан-28, Ан-3. В 1966 году Лев Самойлович защитил кандидатскую диссертацию на тему "Защита от вредного воздействия выхлопных газов на вертолетные двигатели".
В последние годы научный интерес Льва Самойловича сконцентрирован вокруг решения актуальных проблем эксплуатации газотурбинных двигателей, а именно защиты от пылевого износа и воздействия вулканического пепла.
Результаты выполненных под его руководством расчетных и экспериментальных исследований применены в том числе и при создании новейшего российского авиадвигателя ПД-14.
Мы нередко слышим слова о преданности профессии, патриотизме, любви к делу… Лев Самойлович Рысин олицетворяет собой все эти качества. Бесконечно преданный двигателестроению, относящийся к нему с поэтическим трепетом, буквально погруженный в профессию и живущий наукой, он продолжает быть в центре событий.
Не стареет и поэтическая душа. На вопрос "Чего бы хотелось еще…?" отвечает: хочется, чтобы кто-то написал музыку к словам гимна, посвященного родному институту - месту его жизненной силы и неисчерпаемому источнику вдохновения.
Нам не время курить фимиам -
Не для этого мы рождены.
Для того и был создан ЦИАМ,
Чтоб ковать щит и меч для страны,
Чтоб крылатою стала страна,
Чтоб дороги прошли сквозь простор.
У любого свершенья цена,
Мы бесценным признали - мотор!
Гудит турбина - в ней наша мысль.
Стремглав машина взмывает ввысь.
В просторы неба мотор зовет,
И наша жизнь - как тот полет!
И грядет молодая волна
Продолжателей дела ЦИАМ.
А для тех, у кого седина,
Наш поклон и признательность вам!
Вы уйдете, оставив навек
Здесь свой след и о небе мечту.
Для того ведь живет человек,
Чтобы брал он свою высоту!
Гудит турбина - в ней наша мысль.
Стремглав машина взмывает ввысь.
В просторы неба мотор зовет,
И наша жизнь - как тот полет!
ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 22, 2024
Черная пятница? Belavia добавит в нее красок: у нас большое ПРОМО!
Ноябрь 22, 2024
Авиакомпания "ЮВТ АЭРО" выполняет полеты из аэропорта Тобольска